Конфликт между Россией и Катаром, разгоревшийся после убийства 13 февраля в Дохе лидера чеченских сепаратистов Зелимхана Яндарбиева, хотя и перевели в русло тайных переговоров, но так и не урегулировали. Более того, как удалось выяснить газете «Время новостей», катарские власти не идут на секретные сделки, а полным ходом готовят первое судебное заседание по делу двух российских чекистов. В истории новой России (да и СССР, впрочем) еще не было случая, чтобы за рубежом показательно судили наших кадровых чекистов. С большой натяжкой можно припомнить в качестве примера только суд в 1940 году в Мексике над Рамоном Меркадером, убийцей Льва Троцкого. Россияне, работавшие в Катаре как официальные представители спецслужб, были задержаны в Дохе в середине февраля. Они обвиняются в причастности к убийству Яндарбиева.
Россиянам грозит смертная казнь. "В Катаре она исполняется в форме расстрела или повешения. Но при определенных обстоятельствах она может быть заменена лишением свободы. В частности, если мужчины-родственники убитого согласятся на выкуп за кровь, в соответствии с нормами шариата. Тогда смертная казнь может быть заменена на тюремный срок до 14 лет", -- объяснил газете "Время новостей" российский арабист, специалист по шариату, профессор Высшей школы экономики Леонид Сюкияйнен. Он консультирует российских адвокатов, защищающих чекистов. Но зная родственников Яндарбиева, трудно представить, что они согласятся на денежный выкуп.
Суд может состояться уже на этой неделе, поскольку на днях истекает срок предварительного задержания. Дату катарцы собираются объявить неожиданно, в последний момент. По нашим данным, на вчерашний день о точной дате не знали даже в российском посольстве в Катаре, хотя и там дипломаты уверены, что развязка наступит со дня на день.
По местным законам до суда к задержанным чекистам еще должен попасть адвокат. Но пока местные власти не допустили к россиянам даже катарского адвоката. Его российская сторона наняла по требованию катарского законодательства. Остаются в Москве и адвокаты из частного бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры». Юристы из этого бюро, сотрудничающие с правовым департаментом МИД России, и консультирующий их востоковед Леонид Сюкияйнен всю неделю просидели на чемоданах, ожидая от катарского посольства в Москве визы для выезда в эмират. Только вчера появилась слабая надежда, что катарцы, возможно, сегодня соизволят выдать визы юристам.
Катарские власти явно нагнетают страсти и всеми силами дают понять, что опасаются всего, вплоть до попыток освободить задержанных силой. Судебное заседание (местная пресса настаивает, чтобы оно было открытым) пройдет при повышенных мерах безопасности, вокруг здания суда выставят дополнительную охрану.
По данным газеты «Время новостей», с начала марта между Катаром и Россией состоялось несколько тайных встреч, в том числе в третьих странах и на высоком уровне. Официальных подтверждений тому нет, но, к примеру, визит предыдущего министра иностранных дел России Игоря Иванова во Францию 5 марта как бы случайно совпал с пребыванием в Париже наследного принца Катара шейха Тамима бен Хамада Аль Тани и сопровождавших его дипломатов.
Но, судя по всему, успехов немного. «Дело остается предельно сложным, прогресса мало», -- говорят нам анонимные собеседники, занимающиеся этой проблемой. Примечательно, что в Москве все еще содержатся в следственном изоляторе «Лефортово» двое граждан Катара, задержанных в Шереметьево 26 февраля, когда они следовали транзитом из Минска в Белград. Это бывший советский гражданин, молодой борец Ибрагим Ахмад (он же Ибад Ахмедов), получивший катарское подданство несколько лет назад, и катарец из Федерации по вольной борьбе Насыр Ибрагим Аль-Мудайхаки. Им, как заявил в пятницу агентству ИТАР-ТАСС официальный представитель ФСБ, «предъявлено обвинение», предусматривающее «длительные сроки заключения». Можно предположить, что судьба этих людей каким-то образом связана с тем, как пройдет в Дохе первое судебное заседание по делу о российских чекистах.
|