“Родина сказала — надо!” На этот раз отвечать “Есть!” пришлось Дмитрию Козаку. Его назначение на пост руководителя аппарата правительства стало одним из самых обсуждаемых. Аналитики посчитали возвращение Козака в Белый дом “ключевым и знаковым решением Путина”. Между тем, по данным “МК”, Дмитрий Николаевич неделю отбивался от предложения изо всех сил, но в итоге пришлось согласиться...
По существующей еще со времен Гайдара традиции, руководитель аппарата Совмина — назначенец самого премьера. Как правило, выбирался для этой работы человек, отвечающий прежде всего двум критериям. Первое — он должен иметь доверительные отношения с премьером. Второе — быть сильным и опытным аппаратчиком. Ведь именно от него в решающей степени зависит, как будут ходить бумаги в правительстве. В таком огромном и бюрократическом организме, как Совмин, от этого зависит и решение практически по любому вопросу. Иногда аппарат может “замотать” неудобный вопрос, а иногда быстро его подготовить. Это “иногда” обычно зависит от высказанных и невысказанных пожеланий премьера и устремлений самого руководителя аппарата. Не зря при Гайдаре — Головков, при Черномырдине — Бабичев, при Касьянове — Шувалов и Мерзликин считались самыми ключевыми игроками.
Но Михаил Фрадков своих людей в правительство не предложил, в том числе и на эту стратегическую высоту. Поэтому рассматривались самые разные варианты. Некоторые отказывались сами, не желая работать с незнакомым премьером. К их числу относился поначалу и Козак.
Дмитрий Николаевич уже работал руководителем аппарата правительства при премьере Путине. По оставшимся с тех пор воспоминаниям, аппаратная, бюрократическая работа — не самая сильная его сторона. Он оказался гораздо более на своем месте, став заместителем руководителя Администрации Президента, занявшись политической работой. Именно он обеспечил прорыв в области правовой реформы. Принимал участие в разработке целого ряда других вопросов. Козак по темпераменту, личным качествам скорее человек “бури и натиска”, нежели “стальной крючкотвор”.
Сам Козак, видимо, тоже так считает. Тем более до конца недели должна произойти реорганизация и в самой Администрации Президента. У ее руководителя должен остаться всего один зам, а все остальные заместители будут переведены в ранг помощников. Поэтому даже по статусу положение первого зама в Администрации Президента все-таки круче такого важного поста, как руководитель аппарата правительства. Очевидно, что, оставшись в Кремле, Козак бы имел большие возможности влиять на самые разнообразные политические вопросы. В правительстве же ему придется влиять на ситуацию “бумажным способом”.
Но, видимо, чем больше претендентов на назначение в Совмин отпадало, чем меньше времени оставалось до объявления новой структуры правительства, тем сильнее было давление на Козака. Очевидно, что в конечном счете Дмитрий Николаевич просто получил предложение, от которого не мог отказаться. Пилюлю постарались максимально подсластить. Если до этого предполагалось, что руководитель аппарата правительства даже не будет в ранге федерального министра, то специально под Козака в один день вопрос был пересмотрен. Он теперь, как и его предшественники, — федеральный министр. В Администрации говорят, что “отослали” Дмитрия Николаевича всего на год. Во всяком случае, через год он будет иметь право попросить у президента новое назначение.
Можно быть уверенным, что такому решению Путина наверняка рады министры Кудрин и Греф, которых связывают с Козаком тесные отношения. Если раньше аппарат правительства, как правило, сдерживал их устремления, то теперь он может стать важным союзником. В то же время можно посочувствовать премьеру Фрадкову — некомфортно иметь в руководителях аппарата человека, знающего президента гораздо ближе, чем ты. Но тут уж выбирать не приходится. Если не можешь назвать своего кандидата, значит, будешь работать с тем, кого назовут.
Впрочем, для Фрадкова это не самая главная проблема. Касьянова часто критиковали за неготовность принимать решения. Фрадков — человек еще более осторожный, чем Касьянов. А раз так, то правительством в целом будет руководить скорее президент, чем премьер. Во всяком случае, не только стратегические, но и мало-мальски серьезные вопросы будут выноситься на решение ВВП. А в таком случае назначение Козака может быть даже удобным.
|