После принятия решения о закрытии этого военного вуза возникли разногласия между Министерством обороны РФ и администрацией Пермской области в вопросе об использовании его имущественного комплекса, являющегося федеральной собственностью.
Минобороны настаивало на проведении конкурса для определения инвестора, готового выполнить заранее сформулированные военными требования. В первую очередь, это предоставление квартир для офицеров (около 300) в Перми, Подмосковье и Ростове–на–Дону. При этом с самого начала был известен явный фаворит — мало кому известная фирма «Нортон».
Администрация Пермской области предприняла активные действия с целью помешать осуществлению, мягко говоря, непрозрачной схемы, в результате которой такой значительный проект получает фирма, явно не имеющая соответствующего инвестиционного потенциала. Руководство Прикамья посчитало также, что квартиры офицерам должны быть предоставлены только здесь, а значительная часть объектов бывшего института будет востребована другими пермскими образовательными учреждениями. Позицию обладминистрации несколько усиливала заинтересованность Русской православной церкви в том, чтобы вернуть себе помещения Спасо–Преображенского кафедрального собора, занимаемые Пермской государственной художественной галереей.
Примерно полгода назад первый вице–губернатор Анатолий Темкин был настроен решительно и говорил о том, что для урегулирования спорного вопроса создана комиссия Минимущества, в которую вошли в том числе представители Минобороны и администрации Пермской области.
Однако 19 ноября 2003 года военные все–таки провели конкурс, на основании которого 30 декабря было подписано распоряжение Минимущества «О вовлечении в хозяйственный оборот федерального недвижимого Пермского военного института РВСН».
Принято решение согласиться с предложением Минобороны «...о проведении реконструкции объектов Пермского военного института РВСН, расположенного в Перми по адресам: военный городок №43, ул. Орджоникидзе, д. 12; военный городок №44, пер. Лесопарковый, д. 6; военный городок №48, Мотовилихинский район, правый берег р. Кама, и строительства жилья для военнослужащих Минобороны России в г. Ростов–на–Дону (ул. 399–й Стрелковой дивизии, м/р РГУ), в г. Пермь (ул. Норильская, д. 11, ул. Кировоградская, д. 46), в пос. Локино Одинцовского района Московской обл., в г. Курск (ул. Бойцов 9–й дивизии, корп. 3) путем заключения инвестиционного контракта». Завершить реконструкцию и строительство на указанных объектах необходимо до 30 декабря 2005 года.
Инвесторам в собственность РФ должны быть переданы квартиры общей площадью не менее 24 427,73 кв. метров и реконструированные объекты бывшего института «...за исключением 3500 кв. метров, планируемых к передаче в государственную собственность Пермской области для размещения Пермской художественной галереи с целью освобождения Спасо–Преображенского кафедрального собора».
В распоряжении также зафиксирован размер денежных средств, инвестируемых в объекты — сумма в рублях, эквивалентная не менее $34,8 млн.
До 28 февраля 2004 года Минобороны должно предоставить Минимуществу копию заключенного инвестиционного контракта. 10 января он был подписан начальником строительства, инженерно–технического обеспечения и расквартирования РВСН, с одной стороны, и генеральным директором научно–производственного предприятия «Нортон», с другой.
Попытки обладминистрации отстоять имущественный комплекс института для региона, похоже, оказались безуспешными. Не помогли, видимо, даже разговоры Юрия Трутнева на эту тему с президентом России Владимиром Путиным, премьер–министром Михаилом Касьяновым, председателем Совета Федерации Сергеем Мироновым и бывшим тогда председателем Госдумы Геннадием Селезневым в ходе их прошлогодних визитов в Пермь.
Очевидно, реакция главы государства была примерно следующей. Проблема «спускалась» министру обороны Сергею Иванову. Тот, в свою очередь, вызывал к себе командующего ракетными войсками, получал ответ о квартирах для офицеров, и вопрос закрывался. Поскольку «пермские» предложения тоже предполагали предоставление офицерам квартир, можно сделать вывод о том, что они сознательно блокировались в недрах аппарата Минобороны.
Альтернатива, по сути, следующая. Если инвестиционный проект контролирует администрация Пермской области, то московские военные чиновники лишаются возможности строить свои схемы. Если же в Перми действует мало на что способный оператор–исполнитель, то Москва фактически сохраняет управление проектом в своих руках со всеми вытекающими из этого последствиями.
Показательно еще и то, что инвестор, каковым по контракту является фирма «Нортон», вправе реализовывать проект как за счет своих средств, так и за счет привлеченных. То есть Москва отдает себе отчет в том, с кем она заключила договор. Более того, в распоряжении Минимущества, и в контракте, подписанном Минобороны, отдельным пунктом оговаривается возможность переуступки инвестором (фирмой «Нортон») своих прав третьему лицу полностью или частично. Причем — с согласия заказчика (Минобороны) и по согласованию с Минимуществом. В этом случае речь вообще может идти не о выстраивании долгосрочных схем, а о гораздо более быстром получении прибыли через посредника при фактической продаже прав реальному инвестору.
Вот уже второй месяц чиновники обладминистрации стараются подробно не комментировать сложившуюся ситуацию. Возможно, по тактическим соображениям.
По одной из версий, руководство Прикамья может сделать акцент на законе, по которому социальные объекты имущественного фонда бывшего института должны перейти в собственность муниципалитета. Но в любом случае, бесквартирным офицерам спор вокруг имущества бывшего института ущерб вряд ли нанесет. Хотя бы потому, что жилые метры посчитать легче, чем инвестиции в реконструкцию, при том, что, конечно, понятно, как можно заработать на строительстве и продаже жилья.
И все же любопытно соотношение объемов инвестиций (согласно контракту): на строительство жилья не менее — 405,1 млн руб., на реконструкцию объектов — 720 млн руб. Может, последняя цифра является исходным показателем для определения реальной цены спора за имущество бывшего института ракетных войск?
|