Как сообщило вчера руководство компании "Сергей Киселев и Партнеры" на своем официальном сайте, "компания ... является генеральным проектировщиком здания Аквапарка". Однако "проект железобетонного купола был выполнен высококвалифицированными специалистами, работающими в другой компании, нанятой напрямую генеральным подрядчиком". Как сообщается далее, "несмотря на то, что наша компания юридически не имеет никакого отношения к проектированию и надзору за строительством рухнувшего купола, мы не снимаем с себя моральной ответственности за отношение к случившемуся".
В завершении своего обращения руководство фирмы призывает СМИ воздержаться от поспешных выводов и заявляет, что выступит с официальными разъяснениями тогда, "как только сочтем это возможным".
Компания подчеркнуто не называет автора проекта злосчастного купола. Имя проектировщика решился назвать глава Госстроя Николай Кошман - это компания ЗАО "К", которая, как сообщил главный строитель, представила всю информацию по сооружению. По его словам, и ЗАО "К", и фирма "Киселев..." имели лицензию на такие виды работ, "проектировали серьезные объекты". Помимо этого купола, ЗАО "К" проектировала также купола храма Христа Спасителя и торгового центра на Манежной. Про фирму известно, что она создана на базе отдела строительных конструкций проектного института "Курортпроект", который строил санатории в бывшем СССР. "Высокая квалификация сотрудников ЗАО "К", - сказано в ее рекламном проспекте, - базируется на тридцатилетнем опыте принятия проектных решений в экстремальных условиях: сложных геологических структурах горных районов, высокой сейсмичности, отсутствия развитой базы строительной индустрии... Эти условия явились предпосылкой для создания оригинальных, зачастую не имеющих аналогов в отечественной и зарубежной практике, конструктивных решений". Теперь действие лицензии ЗАО "К" также приостановлено.
Кстати, в портфолио сайта фирмы "Сергей Киселев и Партнеры" (портфолио - список объектов, спроектированных фирмой), по крайней мере, еще вчера, висел и аквапарк в Ясеневе, причем о том, что купол выполняла другая фирма, не сказано ни слова. "Объемно-планировочное решение комплекса, - сказано в портфолио, - иллюстрирует поиск ответов на вопросы: является ли здание частью города или элементом природы, должно ли оно завершать эспланаду или растворяться в деревьях? Ответ, как всегда, полон компромиссов..." В том числе ответ на вопрос, кто в ответе за рухнувший купол.
Фигура Сергея Киселева, до вчерашнего дня интересовавшая только его коллег по цеху да потенциальных заказчиков элитных сооружений, отныне обречена на то, чтобы привлекать к себе пристальное внимание. "Элита архитектурной мысли" - так принято говорить о ней. Есть от чего: один только заказ на здание администрации Президента РФ в Кремле чего стоит. Плюс к этому - множество премий и наград. Как же удалось частной компании, которая к тому же в правовом разрезе - лишь ООО, получить миллионные заказы на строительство самых престижных в стране объектов?
Сергей Киселев "родом" из "Моспроекта", где в советское время, говорят, был секретарем парторганизации. Работал в ГипроНИИ, где, в частности, проектировал дельфинарии.
Как рассказывает сам Сергей Киселев, его рост начался в 1987 году со случайного заказа - "халтуры" на реставрацию квартиры в 150 квадратных метров для одного из фондов под эгидой Сороса. Реализовывал проект кооператив "Контур", который тогда и малярные валики делал, и полиэтиленовые пакеты, торговал компьютерами, что-то издавал, строил, сдавал в прокат лошадей... Но Киселев занимался только архитектурой и весной 1988 года получил другой крупный заказ - проект штаб-квартиры одной известной международной фирмы, "придворным архитектором" которой Киселев стал на некоторое время. Как вспоминает сам архитектор, с фирмой "расставались не без претензий", после чего начались трудные времена.
Выйти из кризиса помогла дружба с американским архитектором Сиднеем Филиппом Гилбертом, общение с которым подсказало, как надо позиционировать себя архитектору в рыночном обществе. Именно тогда команда Киселева получила заказ на концепцию развития муниципального округа "Мосфильмовский", что, надо полагать, ввело архитекторов в круг творцов, допущенных до "тела" Москвы.
Самый выигрышный проект - администрация Президента - Киселев получил в марте 1993 года, причем предложение, по его словам, было "неожиданным": партнерам предложили поучаствовать в разработке проекта дворца Президента в качестве субподрядчиков "Моспроекта-2". Посыпались заказы от иностранных компаний. В общем, именно тогда, в 1992-1993 годах, берет начало популярность Киселева. Уже в 1994 году он дает интервью с заголовком "Войти в резонанс со временем..." как вершитель архитектурных дум и чаяний. Конечно, в официальной истории фирмы тщетно искать ответ на простой вопрос: почему Киселев - это бренд Москвы, наряду, например, с Церетели. Подлинная история успеха - всегда тайна.
Досье
Аквапарк в Ясеневе был самым крупным из подобных сооружений в Европе (20 200 квадратных метров, рассчитан на 2000 посетителей), при том, что только в крошечной Голландии их 29. Это к тому же единственный проект, который удалось довести до конца (строительство еще двух объектов в Москве заморожено из-за нехватки денег). Строили "всем миром": бывший владелец, ЗАО "Европейские технологии и сервис", вложил около 40 миллионов долларов, Сбербанк - 17,3 миллиона, турецкая строительная компания "Кочак Иншаат" - примерно 16 миллионов. Европейские строители, которых поначалу хотели привлечь к проекту, отказались в том числе из-за отсутствия российских ГОСТов на такие объекты; сменившие их турки, как сообщается, ориентировались на западные стандарты и ГОСТы для бассейнов. Строить начали в 2000 году, сдали осенью 2002-го - торопились открыть к Дню города. До катастрофы парк унес три жизни, все погибли на аттракционе "Циклон": погибли турецкий рабочий перед открытием парка, каскадер, а также подвыпивший человек, захлебнувшийся рвотными массами прямо в воде. В августе прошлого года возле парка нашли 5 килограммов тротила, происхождение которого осталось непонятным. Посетителям полагалась по желанию страховка на 60 тысяч рублей, но пользовались ею далеко не все.
Прогноз
Первый российский аквапарк появился во Владивостоке еще в конце 80-х, но он был и остается очень скромным сооружением. Ныне только в Сочи аквапарков целых три. Что же касается парков в холодных городах, то амбициозные планы по их строительству стали появляться накануне 1998 года, да дефолт помешал. До последнего времени в прессе циркулировала цифра: стране нужно как минимум 20 крупных аквапарков. Мэр Москвы Юрий Лужков говорил, что в каждом московском округе нужен свой водный центр развлечений. Страшно подумать, какой бизнес подкосила трагедия в Ясеневе.
Между тем специалисты давно привлекали внимание к тому, что мода на закрытые аквапарки может быть очень чревата. Вчера стал достоянием общественности "скучный" доклад инженера В. Горегляда, опубликованный несколько лет назад в материалах 8-й конференции НИИСФ. Инженер пишет в общем-то очевидные вещи: теплая вода интенсивно испаряется, водные пары конденсируются на внутренней стороне конструкций, которые обращены в холодную окружающую среду. В результате, в частности, арматура подвергается усиленной коррозии, в кирпичной кладке образуются трещины, поскольку влага сначала проникает в микропоры материала, а потом там замерзает. Это может привести к полному разрушению здания - резюмирует инженер. "Строительство закрытых аквапарков требует от проектировщика высокой профессиональной культуры и широкого научного кругозора", - заключает он. Впрочем, вероятно, даже сам автор этой академической штудии имел в виду постепенное, но отнюдь не катастрофическое развитие событий.
С другой стороны на безопасность аквапарков помогут посмотреть откровения бизнесмена, который поставляет для них оборудование, - они были опубликованы вчера в ряде интернет-СМИ. Предприниматель пишет, что "начинка" российских аквапарков, как правило, очень низкого качества: "Все, что сейчас поставляется в аквапарки, не сертифицировано. Заходи в любой аквапарк и закрывай его". Особенно подводит оборудование из Турции, которое, например, не пускают в США. Бизнесмен говорит, что он предлагал прежнему руководству парка в Ясеневе поменять оборудование на нормальное, но те отказались, поскольку новое оборудование - это затраты, а предпринимателям надо было погашать свои кредитные обязательства.
|