Последствия трагедии в "Трансваале" затронут немало крупных московских девелоперов: в столице строится масса "нестандартных" проектов, и застройщики готовятся к осаде многочисленных проверяющих.
В субботу в результате обрушения крыши крупнейшего в столице аквапарка "Трансвааль" погибли не менее 25 человек и пострадали около 100. "Трансвааль" построен в 2002 г. по проекту архитектурного бюро "Сергей Киселев и компания" и ЗАО "К". Генподрядчиком строительства была турецкая компания Kocak Insaat. Стоимость строительства, по разным данным, составила $30 - 40 млн.
Сейчас в городе на стадии согласования документов и на стадии строительства находится немало нестандартных объектов - таких как жилые высотки "Нового кольца" или башни комплекса ММДЦ "Москва-Сити" или "Триумф-Палас", самое высокое жилое здание в Европе. Сегодня специальная комиссия при стройкомплексе должна составить перечень объектов, подлежащих первоочередной проверке, сообщил "Ведомостям" источник в стройкомплексе. Однако участники рынка готовятся к масштабным проверкам еще с выходных. Крупнейшие девелоперы последние двое суток на неофициальных совещаниях обсуждают возможные последствия трагедии "Трансвааля" для рынка. Девелоперы опасаются, что в результате проверок возможно даже приостановление строительства самых сложных проектов и задержка согласования документации, признался Алексей Добашин, генеральный директор концерна "Крост", и эту точку зрения разделили (правда, предпочтя сохранить анонимность) представители еще нескольких известных компаний-застройщиков.
В пресс-службе компании "ДОН-Строй", строящей высотные комплексы "Воробьевы горы", "Алые паруса", "Трумф-палас", подтвердили, что сейчас в компании обсуждаются дополнительные меры по усилению безопасности конструкций и элементов зданий. "Мы знаем о готовящихся проверках и готовы к ним, - говорят в пресс-службе.
Председатель Госстроя Николай Кошман после трагедии обещал подвергнуть первоочередной проверке здания, построенные при участии компаний, создававших "Трансвааль", - турецкой "Кочак Иншаат", российских "Сергей Киселев и партнеры" и ЗАО "К". "Мы сами заинтересованы в том, чтобы все было как положено, и готовы к проверкам", - говорит заместитель гендиректора компании "Гарант Инвест Недвижимость" Татьяна Смирнова. "Киселев и партнеры" проектировали для "Гаранта" торговый центр "Галерея Аэропорт". Андрей Закревский, вице-президент компании "Система Галс", говорит, что его компания не имеет претензий к бюро Сергея Киселева, которое проектировало для "Системы Галс" административное здание на Кадашевской набережной, д. 30.
Последствия катастрофы ощущаются и в Петербурге. В понедельник губернатор Валентина Матвиенко подписала распоряжение о дополнительных мерах по упорядочению инвестиционно-строительной деятельности в Санкт-Петербурге, сообщила ее пресс-секретарь Наталья Шелудько. Документ предписывает в течение месяца проверить техническое состояние всех строящихся в городе объектов и наличие у них заключений всех необходимых экспертиз.
По мнению одного из питерских строителей, в случае подобных проверок нарушения найдутся у 100% проектов. Он говорит что часть технических норм разрабатывалась еще в 30 - 60-е гг. и сейчас они "морально устарели", однако их никто не отменял. "Найти формальные нарушения будет очень просто", - уверен собеседник "Ведомостей".
"Общеизвестно, что в большинстве российских проектов в той или иной степени допускаются отступления от существующих СНИПов, технологических норм и рекомендованных к использованию строительных материалов, - еще более категоричен Владимир Марков, заместитель председателя правления компании "Технониколь". - Из соображений экономии на это просто закрывают глаза".
Сергей Полонский, президент корпорации "Строймонтаж", которая строит в московском "Сити" башню "Федерация", считает, что проверки конструктивно сложных проектов могут сыграть положительную роль. "В Москве сейчас работает много мелких фирм-однодневок, которые, некачественно сделав один проект, переходят на другой. Во Франции, например, сложными проектами занимается не более 10 компаний, а в Москве - более 1000. Контролировать такое количество строительных фирм сложно", - говорит Полонский.
|