Иван Рыбкин, спикер нижней палаты российского парламента, в ходе подготовки к визиту в Японию, намеченному на конец текущего месяца, встретился с представителями японских средств массовой информации и обстоятельно с ними поговорил.
Первое, на что обратили внимание в Токио, - это яркая "проельцинская позиция" Рыбкина. Российский спикер поклялся в том, что его симпатии, поддержка и голос будут отданы президенту Ельцину, если он выставит свою кандидатуру. Японцев, впрочем, привлекли не столько намерение Рыбкина голосовать за Ельцина, сколько категоричный прогноз спикера, согласно которому две трети депутатов Думы поступят так же, то есть, поддержат Бориса Николаевича.
Другой сюжет, затронутый в интервью Рыбкина, японцам неизмеримо ближе российских выборов, - это перспектива решения территориального вопроса в двусторонних отношениях. Рыбкин японцев основательно озадачил, изложив свое видение проблемы, резко отличающееся от официальной позиции российского МИД и президента Ельцина, которого спикер всячески поддерживает. В Токио теперь теряются в догадках, что бы это значило.
Спикер, в частности, заявил японцам, что территориальная проблема в двусторонних отношениях не может быть решена в рамках этих самых двусторонних отношений. По словам Рыбкина, этот диспут невозможно решить без участия других государств, подписавших Сан-Франциский договор 1951 года. Если Россия и Япония договорятся о каком-либо решении территориального спора, считает Рыбкин, то вполне вероятно, что другие страны будут возражать против этого, опираясь на условия мирного договора, подписанного в Сан-Франциско.
Как известно, упомянутый договор, формально завершающий эпоху конфронтации в отношениях Японии с соседями по региону и бывшими противниками в Тихоокеанской войне, был подписан 8 сентября 1951 года представителями 49 государств. Советский Союз этот договор не подписал, хотя в тексте этого международного документа содержится обязательство Японии отказаться от прав на Курильские острова. Дискуссия по территориальной проблеме между Москвой и Токио в это обязательство постоянно упирается - японцы не считают оккупированные СССР Южные Курилы частью Курил и требуют возвращения четырех спорных островов; оппоненты с нашей стороны настаивают на обратном.
Версия Рыбкина в том виде, как она прозвучала, обещает спутать все официальные "карты" ив Москве, и в Токио - призыв к реанимации "сан-франциского процесса" никогда прежде на высоком уровне не звучал и никем всерьез не воспринимался. С чьей подачи появился он в устах уважаемого спикера - загадка, над разрешением которой бьются теперь не только японские, но и российские дипломатические умы.
ТОКИО.
|