Как заявил на прошлой неделе вице–губернатор Прикамья Юрий Белоусов, аналитическим структурам будет поручено сравнить производственные показатели и технические характеристики — объемы добычи, переработки, мощности — крупных предприятий Пермской области с объемами налоговых отчислений в бюджет. По его мнению, сейчас ряд работающих в регионе предприятий укрывают прибыль и уводят налоги из региона через оффшоры. Обладминистрация намерена провести независимую экспертизу деятельности как крупных федеральных холдингов, так и местных предприятий.
Юрий Белоусов, вице–губернатор Пермской области:
— Будем разговаривать с налоговой инспекцией, заключать соглашение. Мы проведем независимую оценку предприятий, посмотрим цифры в натуральном выражении, открытые отчеты. Посмотрим, сколько платит наш нефтеперерабатывающий завод, возможно, сравним с другими регионами. Если наши платят больше, чем другие, то это хорошо, если меньше, — будем разбираться. «Звоночком» для «ЮКОСа» было то, что с одной тонны добытой нефти он платил налогов меньше, чем «ЛУКОЙЛ», но они его не услышали.
Механизм проверки компаний, по словам Белоусова, еще не разработан. Идея находится в стадии разработки, и пока предпочтение не отдано ни одной из структур, которые займутся проверкой.
Юрий Белоусов:
— Это может быть и научно–исследовательский институт при Министерстве по налогам и сборам, и отраслевые НИИ. В любом случае в этом году мы сделаем такую оценку по всем крупным предприятиям. Если разница между тем, что предприятие перечисляет в виде налогов в бюджет, и тем, как считает НИИ, будет значительной — будем разговаривать. Меры будут применяться жесткие.
Надежда Агишева, директор Пермского филиала консультационной компании «ПАКК»:
— Намерения регионального руководства очень напоминают ситуацию с Ходорковским. Корректно говорить о решении проблемы выявления схем ухода или, как модно сейчас говорить, оптимизации налогообложения только с позиции действующего законодательства. Статья 40 Налогового кодекса, например, позволяет налоговым органам в ряде случаев проверять правильность применения цен по сделкам, доначислять налоги и пени, если доказано применение нерыночных цен. Насколько мне известно, применение норм Налогового кодекса, направленных на борьбу с такими схемами, сегодня затруднено. Но учитывая некоторые особенности нашей судебной системы, именно статья 40 может стать наиболее популярной в ходе объявленной в России войны с недобросовестными налогоплательщиками. Таким образом, законодательством предусмотрен конкретный механизм, позволяющий решить проблему ухода от налогов. Все попытки решить эту проблему путем «разговоров» на основе аналитических исследований больше напоминают некий торг и, я думаю, даже опасны. Кто в Пермской области станет «первой ласточкой»? Какими будут аргументы в этих «разговорах»? Все это уже не из сферы налогового права. Да и сама проблема не может быть решена в одном отдельно взятом регионе.
Сотрудник одной из пермских аудиторских компаний, пожелавший, чтобы его имя не называлось, говорит, что власти надо понимать, что выяснять отношения с предприятиями получится только через суд.
Геннадий Тушнолобов, заместитель генерального директора по персоналу и организационному развитию ЗАО «ЛУКОЙЛ–Пермь»:
— Это правильное решение, потому что 70% предприятий минимизируют сейчас свои издержки и как налогоплательщики не участвуют или участвуют не в той мере, в которой должны. Если вы посмотрите результаты работы пермской промышленности в 2002 и в 2003 годах, то рентабельность там будь здоров. И в то же время говорят, что 56% предприятий убыточны. Почему одни должны отдавать все, что положено, а другие — минимизировать свои затраты? Почему областная власть должна входить в положение предприятий, а предприятия не входят в ее положение?
|