Михаил Живило, подозреваемый в покушении на губернатора Кемеровской области Амана Тулеева, не будет экстрадирован в Россию. Французский суд счел его невиновным и отпустил под подписку о невыезде. Судя по всему, решение было принято после вмешательства местных спецслужб.
В том, как развивалось "французское" дело Живило, было много странного с самого начала. Нет сомнений, что и Интерпол, и французская полиция прекрасно знали: разыскиваемый по подозрению в покушении на убийство и в отмывании денег глава МИКОМа Михаил Живило живет в Париже. Однако беглеца почему-то не трогали около шести месяцев. Алюминиевый магнат был арестован в феврале недалеко от его собственного парижского особняка.
В то время мало кто сомневался, что после передачи французскому суду материалов уголовного дела из России вопрос об экстрадиции будет решен положительно. У российских правоохранительных органов накопилось достаточно весомых доказательств причастности Живило к покушению на Тулеева. И это не единственное преступление, в котором подозревается глава МИКОМа. Уже известна схема, с помощью которой "бизнесмену" удалось отмыть и вывезти за рубеж около 400 млн долларов. Будучи фактическим владельцем ряда крупных предприятий (в том числе КМК и Новокузнецкого алюминиевого завода), Живило скупал по дешевке металл и перепродавал его по рыночным ценам, получая при этом фантастическую прибыль. Деньги шли через офшоры. При этом предприятия беднели, госбюджет не получал налоги.
Несмотря на недвусмысленные аргументы в пользу виновности российского предпринимателя, суд неожиданно принял его сторону. Присутствовавшие на процессе утверждают, что происходящее скорее напоминало спектакль с заранее известным финалом. Живило отпущен на свободу. Он продолжает находиться в Париже и не торопится на родину, где его явно ожидает худшая доля.
Чтобы приоткрыть завесу тумана над всей этой загадочной историей, достаточно проанализировать, чем занимался и с кем поддерживал контакт Живило в течение полугода перед арестом. И здесь на авансцену выходит приятель главы МИКОМа - русский криминальный авторитет Леонид Билунов по кличке Макинтош. Билунов, как утверждают компетентные источники, был давно завербован ДСТ (французской спецслужбой, специализирующейся на контрразведке и борьбе с терроризмом). (О чем уже писала "Новая газета".) Не исключено, что ДСТ тормозила арест Живило, а выигранное время использовала, чтобы через его "приятеля" Макинтоша отследить схемы вывоза российских денег за рубеж. Кроме того, собранная с помощью Живило-Макинтоша информация могла бы быть отличным поводом для грандиозного скандала о тотальном господстве русской мафии на Западе.
Как утверждают многие специалисты, ДСТ вела и прикрывала Живило до ареста. А суд был необходим как формальный способ легализовать его пребывание во Франции, не за "спасибо", конечно, а за согласие работать на французскую разведку. Из тех же источников известно, что Живило завербован спецслужбами и отныне проходит в оперативных сводках под куртуазным псевдонимом Мсье Жан.
Разведывательные игры спецслужб ведутся по особым правилам. Что поделаешь, работа у них такая. Однако ДСТ, вербующая в агенты таких людей, как Живило, выходит за рамки правил. Фактически французская контрразведка начинает вмешиваться в политику. Опека скандально известного "короля алюминия" - недвусмысленный вызов российским спецслужбам, вполне вписывающийся в стиль взаимоотношений времен "холодной войны".
|