Глава «Газпрома» Алексей Миллер на прошлой неделе весьма резко высказался относительно перспектив Ковыктинского газоконденсатного месторождения (как известно, лицензия на разработку месторождения принадлежит компании «РУСИА Петролеум», подконтрольной ТНК-ВР). Из его слов следовало, что «Газпром» приложит все усилия, но не позволит появиться экспортному каналу без участия концерна. В связи с этим в «Газпроме» считают необходимым направить ковыктинский газ на российский рынок. Директор по производству и технологиям ТНК-ВР Виктор ВЕКСЕЛЬБЕРГ высказывает свое мнение о будущем проекта.
-- Рассматриваете ли вы возможность направления ковыктинского газа на внутрироссийский рынок?
-- Почему-то сложилось представление о том, что имеются два альтернативных -- подчеркиваю, альтернативных! -- варианта: либо экспортное направление поставок газа в Китай, Южную Корею, страны АТР; либо ориентирование трубы на внутренний рынок. С учетом нашего прогноза, рассчитанного на 30-летнюю перспективу, мы однозначно заявляем: Ковыктинское месторождение вполне способно удовлетворить потребности потребителей как в Юго-Восточной Азии, так и в России. Хочу подчеркнуть: вопрос не ставится по принципу «либо-либо», нельзя противопоставлять один проект другому. Другое дело -- очередность поставок, но решение о том, куда пойдет газ в первую очередь -- на внутренний или на внешний рынок -- будет диктоваться исключительно гарантированным спросом и ценами. Если в определенный момент будет наиболее выгодным поставлять газ в Китай и Южную Корею -- газ пойдет туда, если более привлекательным станет внутрироссийский рынок -- поставки будут переориентированы. Это исключительно коммерческий бизнес-подход, и запасы месторождения позволяют это делать.
-- Как сейчас строятся взаимоотношения ТНК-ВР и «Газпрома» в отношении Ковыкты?
-- Еще раз подчеркну (и мне кажется, что «Газпром» придерживается такого же мнения): обе стороны подтвердили целесообразность участия «Газпрома» в этом проекте, и я не сомневаюсь, что этот проект будет развиваться с участием «Газпрома». Сегодня мы ведем переговоры о структуре его участия в проекте, создана совместная группа, которая готовит соответствующие предложения. Вопрос о том, каким образом «Газпром» войдет в проект, находится в сфере переговоров двух коммерческих компаний, каждая из которых разумно отстаивает свои интересы.
Я уверен, что в конечном итоге мы структурируем наши взаимоотношения. Обе стороны согласны с тем, что Ковыкта -- наиболее подготовленный к разработке, целесообразный и экономически выгодный проект. Нужно лишь окончательно определить все экономические аспекты проекта и договориться о принципах совместного участия, причем второе, безусловно, зависит от первого. В целом, проект настолько многоплановый и многогранный, что активное участие государства в его развитии, на мой взгляд, неизбежно. Вопросы, связанные с инвестиционным процессом, с развитием трубопроводной части, потребуют больших объемов разрешительной и лицензионной работы, поэтому и мы с «Газпромом», осознавая эффективность и целесообразность проекта, будем совместно работать над его реализацией.
-- Какое соотношение поставок на экспорт и на российский рынок вы считаете оптимальным?
-- Ответ на этот вопрос можно дать лишь после окончательного завершения коммерческих переговоров с потребителями в Китае и Южной Корее. Сначала мы должны совместно определить окончательную цену газа, сроки и объемы поставок. Аналогичная ситуация и с российскими потребителями -- у нас есть четкое представление пока только по Иркутской области. Если же речь идет о Единой системе газопроводов, то в данном случае «Газпром» должен предоставить предложения по объемам и цене на газ.
В ходе нашей встречи с Алексеем Миллером мы пришли к выводу, что вопрос завершения коммерческих переговоров носит сейчас приоритетный характер, и приняли решение о формировании совместной рабочей группы для завершения переговоров с китайской и корейской сторонами при участии «Газпрома».
Хочу отметить, что я категорически не согласен с формулировкой «либо мы поставляем газ в Китай, либо выходим из проекта». Проект будет реализован в том виде, в котором он будет экономически целесообразен. Почему мы сегодня не может окончательно определить направление и сроки поставок, а также цену газа? Да потому, что еще не завершены переговоры с Китаем, который не подтвердил окончательно тех объемов и цен, которые были бы однозначно выгодны для развития проекта в этом направлении. И теоретически существует риск того, что подтверждения не последует. Но и это не является критическим: в этом случае ковыктинский газ пойдет на другие рынки, в частности на российский.
-- В последнее время появлялись сообщения о ряде лицензионных нарушений в процессе работы на Ковыкте...
-- На сегодняшний день со стороны Минприроды существенных претензий к нам как к недропользователю нет. Имеются некоторые вопросы, связанные с процессом выдачи лицензии 10 лет назад. Но давайте четко разделять претензии к недропользователю и выполнению им лицензионных обязательств с аспектами выдачи лицензии, учитывая поменявшееся за последние десять лет законодательство в области недропользования. Для урегулирования вопроса потребуются соответствующие действия со стороны Минприроды и региональных комиссий по природным ресурсам. Но повторю, по результатам проверок и Счетной палаты, и комиссии МПР к нам как к недропользователю существенных претензий не имеется.
-- Насколько актуальным является развитие газохимии в Иркутской области?
-- Уже на данном этапе видны серьезные перспективы развития газохимического производства на основе использования сырья Ковыктинского месторождения. Во-первых, приблизительно треть объемов газа, планируемого к поставке в Иркутскую область, будет направляться газохимическим предприятиям, в частности «Саянскхимпласту». При этом планируется увеличение его мощностей. Хочу привести такой пример: некоторое время назад мы провели в Иркутской области презентацию регионального проекта, куда были приглашены представители «Саянскхимпласта», органов местного самоуправления Саянска, территорий, по которым пройдет труба. После этой презентации в относительно короткий срок цены на квартиры в Саянске выросли почти на 30%. Этот факт подтверждает высокую социальную значимость проекта, в него верят не только властные круги и представители бизнеса, но и население региона. Люди видят перспективу развития региона, не хотят его покидать в надежде, что туда придет работа и социальная стабильность.
Во-вторых, мы ведем активные переговоры, в частности с японской компанией JFE, по поводу приобретения технологии производства диметилового эфира и строительства завода по его производству. В понедельник я в составе делегации Уральского федерального округа улетаю в Японию, где намечены очередные встречи по данному вопросу. И в ближайшее время, я надеюсь, будет подписан протокол о намерениях на уровне не только компаний, но и профильных министерств наших стран. Этот вопрос поднимался во время визита в Японию Михаила Касьянова, и мы получили всестороннюю поддержку.
Данное направление чрезвычайно интересно и перспективно -- это технология завтрашнего дня, эффективное и экологически чистое топливо. Если переговоры будут успешными, то в рамках проекта мы получим возможность развивать в России высокотехнологичное производство, подразумевающее уже не экспорт сырья, а продажу за рубеж продукции «высокого передела», развитие новых прогрессивных технологий, создание рабочих мест для высококвалифицированных специалистов.
|