Доходы богатых в России по-прежнему растут быстрее доходов бедных. По данным Госкомстата, дифференциация населения в успешном 2003 г. оказалась даже выше, чем в 2002 г. Эксперты полагают, что, несмотря на все декларации о борьбе с бедностью, в ближайшее десятилетие ситуация не изменится.
Весной прошлого года президент Путин поставил две социально-экономические цели: удвоение ВВП и борьба с бедностью. Но если на нужную президенту траекторию роста экономики России выйти удалось, то успехов в борьбе с бедностью пока не видно. В прошлом году дифференциация доходов населения увеличилась. По данным Госкомстата, в 2003 г. на 10% самых богатых людей приходилось 29,5% всех доходов (в 2002 г. - 29,3% ), а на долю 10% наименее обеспеченных - 2,1% (цифра не изменилась с 2002 г. ). Доходы 10% самых богатых граждан страны были в 14,3 раза больше доходов 10% наименее обеспеченных. В прошлом году этот коэффициент (коэффициент фондов) был равен 14,1. При этом в целом россияне богатели: реальные доходы населения в 2003 г. выросли на 14,5% , а доля населения с доходами ниже прожиточного минимума снизилась с 25% до 20%.
Помимо коэффициента фондов при оценке неравенства экономисты используют коэффициент Джини. Этот коэффициент был бы равен 0, если все домохозяйства в стране имеют одинаковый доход, и 1, если весь национальный доход приходится на одно домохозяйство. В развитых странах коэффициент Джини близок к 0,3, а в странах Латинской Америки, где неравенство наиболее сильно, он превышает 0,5. По данным Госкомстата, коэффициент Джини в России увеличился с 0,398 в 2002 г. до 0,4 в 2003 г.
Экономисты считают, что расслоение будет усугубляться и дальше. Эксперт Центра макроэкономического анализа Игорь Поляков главной причиной продолжающегося социального расслоения считает дифференциацию зарплат, которая в некоторых отраслях достигает 35 раз. "В прошлом году больше росла зарплата у наиболее обеспеченных", - объясняет Поляков. Эксперт, в отличие от Госкомстата, оценивает коэффициент дифференциации доходов в 2003 г. на уровне 17 - 18.
По мнению вице-президента РСПП по социальной политике Евгения Гонтмахера, реальная ситуация еще печальнее, чем рисует официальная статистика. "По моей оценке, доходы богатых выше доходов бедных не в 14,5 раз, а в 30 раз", - говорит Гонтмахер. "Пока у нас компрадорско-колониальный тип экономики, дифференциация не уменьшится, - прогнозирует Гонтмахер. - Изменения могут наступить только после реализации политики роста и модернизации экономики". На его взгляд, это случится не раньше чем через 10 - 15 лет. А директор научных программ Независимого института социальной политики Лилия Овчарова, напротив, считает, что бурный рост экономики не способствует социальному равенству. "Удвоение ВВП на пределе возможностей и борьба с бедностью - это две задачи, одновременное выполнение которых маловероятно", - уверена она. В мировой практике бурный экономический рост часто сопровождался увеличением неравенства. По мнению Овчаровой, государство ничего не делает, чтобы бороться с бедностью: увеличение пенсий и зарплат бюджетникам на 60% "съедается" ростом стоимости услуг ЖКХ.
|