Любопытно посмотреть, каких взглядов на экономику придерживался Путин в тот момент, когда никто еще не видел в нем будущего президента России. Диссертант попытался исследовать весь "геоэкономический цикл" - от поиска источников сырья до реализации продукции на рынке, в том числе через портовые комплексы Финского залива.
Еще на предзащите высказывалось мнение, что "Владимир Владимирович допускает большую ошибку": поработай он над диссертацией чуть дольше, она потянула бы на докторскую. Но, очевидно, научная карьера не входила в его планы.
Защита продолжалась три часа. Среди рецензентов были нынешний губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков и ныне член-корреспондент РАН Сергей Глазьев, назвавший стратегическое планирование условием регулирования рыночной экономики. Путин согласился почти со всеми замечаниями, в частности, с тем, что обошел вниманием экологические аспекты проблемы, поблагодарил за ценные советы и вслед за выступавшими посетовал, что "за последние годы государством утрачена функция регулирования экономики. Она должна быть восстановлена".
В связи с критикой ваучеризации Путин вспомнил о своей беседе с нобелевским лауреатом Василием Леонтьевым, состоявшейся в 1990 - 1991 годах, который сказал ему следующее: "Вы можете раздать собственность вообще бесплатно, все равно через два-три года она окажется в нужных руках". Эти же слова Леонтьева он воспроизвел и тремя годами позже в книге "От первого лица", что можно считать устоявшимся взглядом Путина на приватизацию по-российски.
Примечательно, что он горячо поддержал московского доктора наук Аркадия Петросова, говорившего о необходимости составления отраслевых, межотраслевых и региональных балансов: "Это целиком и полностью соответствует моим представлениям о том, что нужно делать", - подхватил диссертант. Так что установка на инвентаризацию ресурсов страны, которую он выдвигал в своих предвыборных выступлениях, была неслучайной.
Ввиду крайней занятости Путина послезащитный ритуал был нарушен - обошлись без банкета, "корочки" новоиспеченному кандидату наук обмыли уже в Москве.
В 1999 году в "Записках Горного института" Путин опубликовал статью "Минерально-сырьевые ресурсы в стратегии развития российской экономики". В ней он отмечает, что развитие добывающего комплекса должно регулироваться государством чисто рыночными методами, что российская экономика в XXI веке, по крайней мере в первой его половине, по-видимому, сохранит свою сырьевую направленность, что конкуренция с транснациональными корпорациями Запада для России возможна лишь при смене "третьего (ресурсозатратного) уклада", пройденного развитыми странами еще в конце 70-х годов, на "четвертый, технологический уклад", связанный с переходом на ресурсосберегающие инновационные технологии.
Так что вопреки мнению тех, кто еще год назад называл главу российского государства "черным ящиком", он был ясен и последователен в своих экономических воззрениях.
***
ОПРОС "ВЕКА"
Сергей ГЛАЗЬЕВ, председатель комитета по экономической политике и предпринимательству:
- Внешняя политика президента полностью соответствует моим ожиданиям. Однако в вопросах социальной и экономической политики, к сожалению, нет, То, о чем говорил Путин, - повышение уровня жизни, экономический рост, развитие производства, в реальности не состоялось.
Анатолий КУЛИКОВ, бывший министр внутренних дел:
- Я не буду отвечать на этот вопрос.
Павел КРАШЕНИННИКОВ, председатель комитета по законодательству:
- А у меня ожиданий в отношении Владимира Путина не было. Но так все нормально делается. Хотелось бы только видеть побольше шагов в сторону судебно-правовой реформы.
Василий ШАНДЫБИН, депутат-пролетарий:
- Я надеялся, что с приходом нового президента в России будет новая политика по отношению к трудовому народу. Не случилось. Наоборот, мощь государства еще более ослабла после сокращения армии. Станцию "Мир" затопили, Договор СНВ-2 ратифицировали. Правительство пытается протолкнуть через парламент антинародный проект Трудового кодекса и пенсионной реформы. Не проведена национализация нефтеперерабатывающей отрасли. Хотя есть и положительные моменты, все они связаны с проводимой Владимиром Путиным внешней политикой.
Франц КЛИНЦЕВИЧ, заместитель руководителя фракции "Единство":
- То, что делает Владимир Путин, моим ожиданиям и представлениям полностью соответствует. Трудно ему. Есть силы, которые активно противодействуют, мешают. За прошедший год сделано многое, хотя крайне трудно восстановить за короткое время разрушенное в течение последних десяти лет.
Дмитрий РОГОЗИН, председатель комитета по международным делам:
- Все, что от президента ожидал, то и сбылось. Теперь жду от Владимира Путина решительных шагов по дебюрократизации экономики.
Николай РЫЖКОВ, бывший премьер-министр СССР:
- По внешней политике у меня претензий к тому, что делает президент, нет. А в экономической сфере можно было бы действовать смелее.
Олег МОРОЗОВ, руководитель депутатской группы "Регионы России":
- Власть появилась в стране, сильная исполнительная власть. Власть эта обладает такими качествами, как упорство, настойчивость, определенная логика. Но не видно системности. В целом я не разочарован президентом. Хотя иногда кажется, что некоторые решения он принимает под влиянием, скажем так, недобросовестных советчиков. Например, во время принятия законов о реформе Совета Федерации.
Владимир ЛУКИН, вице-спикер:
- Учится президент, набирается опыта. А какого именно опыта, хорошего или плохого, в двух словах не скажешь.
Андрей НИКОЛАЕВ, председатель комитета по обороне:
- Путин сделал все, что мог бы сделать в этих условиях. А условия сложные, потому что на него оказывали давление со всех сторон.
|