"Это там, где нет света и все время идут выборы" - именно такие стойкие ассоциации вызывает в последние годы Приморье у жителей иных регионов России. Пока зима не наступила, свет в домах приморцев есть, а вот с выборами - как всегда (за последние пять лет 2123 кандидата призывали местное население к урнам 43 раза, причем достоверно известно, что Приморье в этой области является в буквальном смысле мировым лидером). Последнее действо - выборы губернатора и довыборы в городскую думу Владивостока - проходило 27 мая. И если после восьми лет безвластия с двадцать первой попытки во Владивостоке наконец была избрана городская дума, то с губернатором явно не получилось.
Наздратенко бессмертен
Так и не дождавшись "революции снизу", федеральные власти наконец решили убрать Евгения Наздратенко силовым путем, сделав ему предложение, от которого не отказываются. После того как тот возглавил Госкомрыболовства, за кресло приморского губернатора развернулась предвыборная борьба между Кремлем и командой ушедшего с поста Наздратенко. Как показали итоги первого тура выборов, ни Валентин Дубинин, ни Геннадий Апанасенко, на которых делались основные ставки Кремля и под которых был растрачен весь административный ресурс, надежд не оправдали. Лидером гонки за губернаторское кресло стал ранее никому не известный приморский бизнесмен Сергей Дарькин, набравший почти 24% голосов. Второе место получил депутат Госдумы, экс-мэр Владивостока Виктор Черепков (20%). Ни одна из этих кандидатур всерьез не рассматривалась в качестве главы неспокойного края, что можно признать как полное поражение Кремля. Во всяком случае, на данном этапе.
Тридцативосьмилетний руководитель рыбодобывающей компании "Ролиз" Сергей Дарькин, являющийся одновременно президентом второго по величине краевого банка "Приморье" и председателем совета директоров крупнейшего на Дальнем Востоке масложиркомбината, выскочил из полной тени на самое освещенное место приморского политического олимпа в буквальном смысле "как черт из табакерки". До самых выборов никто из конкурентов не рассматривал его заявку на губернаторство всерьез.
Вся предвыборная кампания в Приморье проходила на фоне громких скандалов, связанных прежде всего с нарушениями порядка агитации, массовым выбросом в СМИ дезинформации и публикациями фальшивых рейтингов. Многочисленные команды пиарщиков устроили в крае некое подобие чемпионата России: в результате по объему использования так называемых грязных технологий нынешняя губернаторская кампания превзошла все предыдущие выборы, имевшие место на Дальнем Востоке. В то же время Дарькин построил свою программу на "белом пиаре" - проводил показательные чистки городов и поселков от мусора при помощи подрабатывающих студентов, посещал отдаленные районы и везде раздавал обещания повысить средний уровень зарплаты до 6 тыс. рублей и пенсий - до 2,5 тыс. Даже в деревнях заборы были густо увешаны его портретами. Крупные города критически отнеслись к обещаниям Дарькина и дружно проголосовали за Черепкова, успевшего завоевать их доверие в свою бытность мэром. Но обнищавшие окраины внимали политтехнологам Дарькина с восторгом, успешность бизнеса самого кандидата доказывала его дееспособность, и в результате значительная часть селян, поверив в человека "новой формации, не связанного с политикой", отдала за него голоса.
Уже ближе к концу кампании вдруг выяснилось, что за Сергеем Дарькиным стоит не кто иной, как бывший губернатор Приморья Евгений Наздратенко. Он отказался от поддерживаемого им ранее Геннадия Апанасенко и рекомендовал своим сторонникам голосовать за Дарькина.
Причем к активной работе в штабе кандидата с первых же дней подключилась пресс-секретарь Наздратенко Наталия Встовская, известная своей личной преданностью шефу и немало сделавшая для завоевания им местного и общероссийского информационного поля. Так что по результатам первого тура можно утверждать: в Приморье с существенным перевесом победила команда Наздратенко, стремящаяся сохранить свой статус-кво на хлебном месте.
Что примечательно, слоган "Нам здесь жить", использованный на листовках Дарькина, до боли напоминал лозунг "Время жить и работать в Приморье", примененный на губернаторских выборах в декабре 1999 года самим Наздратенко. Не обошлось и без казусов. Листовками "Нам здесь жить", пестревшими на каждом углу, была почти сплошь обклеена стена городского СИЗО. В сочетании с циркулирующими по Владивостоку слухами о теневой стороне бизнеса Сергея Дарькина этот "вернисаж" послужил предметом для бесчисленных каламбуров на тему "тюрьма - мой дом" и т. п.
Статьи о криминальном прошлом Дарькина появились в местной прессе перед самым голосованием. По сообщениям ряда газет, благодаря женитьбе на дочери первого секретаря крайкома партии Анатолия Головизина Людмиле он на партийные деньги создал компанию "Ролиз". Затем, когда компартия развалилась, от него потребовали вернуть вложенные в дело деньги. Отдавать, естественно, не хотелось, и Дарькин на полгода уехал в Америку. Вернувшись, он женился на вдове убитого владивостокского авторитета Карпова. Было также немало ссылок на тесное сотрудничество молодого предпринимателя с известным приморским авторитетом Бауло и многое другое. Что примечательно, никаких комментариев по поводу этих сообщений из штаба Дарькина не последовало.
Москва ломает голову
Все это сомнительное "приданое" не может не беспокоить Кремль, которому трудно смириться с потерей отвоеванных путем отстранения Евгения Наздратенко позиций. Однако в сложившейся ситуации для администрации президента остается только два варианта развития событий - либо провал выборов (после официального оглашения результатов первого тура снятие кандидатуры Дарькина и замена его на замполпреда президента в Дальневосточном округе Геннадия Апанасенко уже невозможна), либо поиск общего языка с несистемным кандидатом. Вопрос, похоже, не решен однозначно до сих пор. Еще во вторник Дарькин прибыл в Москву специально для встречи с представителями администрации. Его собеседником, по словам источника в Кремле, был замглавы администрации Владислав Сурков, а темой разговора - "ситуация перед вторым туром". В назначенный срок, в четверг, Сергей Дарькин во Владивосток так и не вернулся. По признаниям его группы поддержки, весь штаб замер в тревожном ожидании дурных вестей. Тем более что 28 мая в Москву также прибыл дальневосточный полпред президента России Константин Пуликовский, вооруженный данными о том, что "сторонники прежнего губернатора края Евгения Наздратенко, продолжая держать в руках административный ресурс, обеспечили в первом туре уверенную победу бизнесмену Сергею Дарькину - негласному ставленнику бывшего главы Приморья".
В унисон с полпредом вещает и Виктор Черепков, чьи достижения на дистанции пока никто не оспаривал. Он, в частности, заявил, что "созданная Евгением Наздратенко система клановой власти привела в первом туре к победе своего ставленника. Дарькин победил как раз в тех избирательных комиссиях, не на избирательных участках, а в тех избирательных комиссиях, я это точно говорю, потому что именно в комиссиях он победил, именно там, где всегда побеждал Евгений Иванович - по определенной технологии, по определенной схеме".
Между тем возвращение Приморья в руки прежней системы означает, что край так и останется в амплуа региона-вампира. Согласно отчету об исполнении краевого бюджета за последний год, на 1 января 2001 года государственный долг субъекта РФ под названием Приморье достиг 5,9 млрд рублей. 2,1 млрд рублей приходится на краевой бюджет и 3,8 млрд рублей - на муниципалитеты. Шесть миллиардов рублей долга - это и есть главный финансовый итог правления Евгения Наздратенко. Ведь Приморье не только осталось с разбитой экономикой, но и умудрилось назанимать столько денег, что в нынешнем году четверть краевого и более половины местных бюджетов должны пойти на погашение прежних долгов. Вообще по итогам 2000 года выполнено и перевыполнено всего лишь три бюджетных раздела. На промышленность, строительство и ТЭК вместо 284,5 млн было направлено 368,8 млн рублей; на борьбу со стихийными бедствиями брошено в 2,2 раза больше запланированных сумм; а жилищно-коммунальное хозяйство оказалось профинансированным на 106,55%. Здесь всецело сказалась дополнительная федеральная помощь, которая пошла не на капитальные вложения, а на ликвидацию последствий срыва отопительного сезона.
Футболки, машины, бюллетени
В результате, если Кремль все же не удовлетворит кандидатура Сергея Дарькина, в запасе останется нежелательный, но реальный выход - провал выборов. Косвенные признаки того, что под губернаторские выборы в Приморье федеральная власть закладывает мины, налицо. Так, например, чего стоит хотя бы демарш ФСБ в отношении "своего" кандидата! В субботу перед выборами начальник местного УФСБ генерал Александр Громов известил общественность о том, что изготовлено свыше ста тысяч поддельных бюллетеней с проставленной фамилией Апанасенко. Кстати, при подсчете голосов одна попытка сброса была зафиксирована на 525-м участке Советского района Владивостока, когда в избирательных урнах обнаружили три пачки бюллетеней общим количеством 70 экземпляров. Бюллетени совпадали с данными граждан, внесенных в списки избирателей. Однако это известная технология: берется база данных избирателей, традиционно игнорирующих любые выборы, а дальше все зависит от налаживания контактов с членами избирательных комиссий.
Кроме того, результаты первого этапа голосования могут быть отменены, если краевой суд вынесет решение об этом на основании обвинения Сергея Дарькина в подкупе избирателей. В понедельник 28 мая началось рассмотрение двух жалоб по этому поводу в краевом суде. Как указывается в исковых заявлениях, агитаторы из предвыборного штаба Дарькина раздавали избирателям желтые футболки с надписью "Нам здесь жить" и подписью самого кандидата и при этом требовали голосовать за него. Заявители сочли это прямым подкупом избирателей и потребовали от суда отменить регистрацию Дарькина.
В четверг 31 мая продолжилось слушание дела. Однако на это заседание не явилась одна из заявительниц - гражданка Антонина Грабко. Жительница Владивостока письменно попросила суд не рассматривать ее заявление, где она обвиняла предвыборный штаб победителя первого тура выборов губернатора в подкупе избирателей.
История тут простая и типичная. Два дня назад, во время первого слушания дела, после перерыва в зал заседаний не вернулись муж и подруга Антонины Грабко, которые проходили свидетелями по ее заявлению. Антонина вышла за ними, но не вернулась. Как сообщили журналистам вахтеры в фойе суда, во время перерыва сюда нагрянули около десятка "спортивного вида" молодых людей. Спустя несколько минут свидетелей, а потом и заявительницу, вышедшую за ними, видели буквально убегающими вниз по улице. Судья выразила недоумение исчезновением участников процесса и перенесла его на другой день из-за их отсутствия. Никаких комментариев по поводу произошедшего получить не удалось, однако к оставшимся двум другим свидетелям сразу по окончании заседания приставили охрану, хотя туда они прибыли обычным порядком. Более того, возле здания суда было выстроено оцепление в бронежилетах, и свидетели шли к машине по живому коридору. Кстати, перед своим исчезновением заявительница сказала, что не хотела бы присутствия на процессе прессы, чтобы избежать излишней огласки. Она заявила, что считает Сергея Дарькина криминальной личностью и опасается за жизни и здоровье своих близких.
В этот же день Геннадий Апанасенко подал новую жалобу в суд. Как заявил истец, Дарькин накануне выборов не включил в декларацию о доходах стоимость двух проданных автомобилей - внедорожника "Мицубиси Монтеро" и микроавтобуса "Мицубиси Делика". В доказательство Апанасенко представил суду копии справок из городского ГИБДД. Кроме того, возник вопрос, насколько противоречило или соответствовало закону то, что в ходе предвыборной кампании агитаторы Дарькина привлекали жителей Владивостока к уборке городских улиц, оплачивая эти мероприятия из избирательного фонда кандидата. Судебное заседание было приостановлено после выступления в прениях представителей истца и ответчика, поскольку рабочий день в суде уже завершился.
В пятницу суд возобновил работу и отклонил иски против Дарькина, что, впрочем, нисколько не меняет сложившейся ситуации. Конкуренты победителя первого тура заявляют, что намерены подать в суд новые иски.
Любопытно, что о весьма вероятном провале выборов еще в самом начале избирательной кампании говорил первый губернатор Приморья Владимир Кузнецов, постоянно живущий ныне в США. На наш вопрос о том, собирается ли он вновь претендовать на эту должность, Кузнецов заявил, что непременно выдвинет свою кандидатуру в случае, если 27 мая выборы не состоятся. И сейчас он считает наиболее оптимальным вариантом именно отмену результатов выборов. По его словам, "передышка после отмены итогов голосования даст возможность спокойно готовиться к зиме и решать другие актуальные проблемы неблагополучного региона. Поэтому новые выборы разумнее назначить в декабре".
И что же в таком "разумном" случае будет - еще полгода безвластия и политических сражений?
- Нынешняя ситуация заведомо проигрышна в первую очередь для жителей Приморья, - сказал в беседе с корреспондентом "Эксперта" первый замминистра РФ по делам федерации, национальной и миграционной политики Валерий Кирпичников. - Уходит драгоценное время на подготовку к зиме, на решение хозяйственных вопросов. И федеральная власть просто обязана сделать все, чтобы не допустить повторения недавних эксцессов с теплом и электричеством.
- Да она-то, кажется, все что могла уже сделала. Люди выбирают того, кого выбирают, а через голову губернатора решать вопросы не получается. Может быть, учитывая особую ситуацию в Приморье, ввести там что-нибудь вроде прямого президентского правления?
- Конституция этого не дозволяет. Но тупиков в России не бывает, поверьте мне. Сейчас наша главная задача - разделить вопросы политические и хозяйственные. У центра сложились хорошие деловые отношения с единственным на сегодня легитимным органом в крае - Законодательным собранием. Нам представляется необходимым немедленно внести в устав Приморья статью, позволяющую создать правительство, быстро сформировать его, и пусть плотно занимается вопросами экономики края, вопросами подготовки к зиме. И краевой парламент, кажется, готов это сделать.
|