После длительных переговоров и пересудов, когда и с кем поднимут подводную лодку "Курск" со дна Баренцева моря, российская сторона подписала контракт с голландской фирмой "Маммут". Остальным фирмам, "засветившимся" в качестве потенциальных партнеров (это голландская "Smit Tak", а также норвежская "Halliburton Subsea"), определили роль субподрядчиков. Названа дата самого подъема - это 15 сентября, сумма контракта пока не разглашается. Однако, как уже сообщил Reuters, всего на поднятие "Курска" будет потрачено приблизительно 70 млн. $ США.
Мы связались с московским представительством этой голландской фирмы. На том конце провода девушка встревоженным голосом поинтересовалась: "А кто вам дал наш телефон?" После ответа, который, видимо, ее немного успокоил, она сообщила, что в настоящий момент фирма не дает никаких комментариев по поводу предстоящей операции. Однако кое-какую информацию о самой фирме, название которой в переводе на русский переводится как "Мамонт", нам все же обещали "при личной встрече". О том, что в скромном здании с металлическими воротами на одной из улиц в районе Павелецкого вокзала находится московское представительство фирмы, получившей многомиллионный правительственный заказ на подъем гигантской (16000 т водоизмещением) субмарины, свидетельствовала лишь небольшая золотистая табличка. Внутрь попасть в итоге так и не удалось, и мне пришлось общаться с колоритным охранником кавказской внешности. Сверкая блестящими пуговицами на своей форме, он выяснил для начала, кто я и зачем пожаловала. После непродолжительной беседы в стиле "встретились два разведчика", в моих руках оказался пухлый конверт с той самой "кое-какой информацией".
Как удалось выяснить, "Мамонт" поднял и транспортировал приличное количество всяких посудин и сверхтяжелых грузов. К примеру, две подлодки - "Zwaardvis" ("Рыба-меч") и "Tjigerhaai" ("Тигровая акула") - нужно было переместить на плавучий док, чтобы перевезти их из Роттердама в район Дальнего Востока. Лодки были списаны министерством обороны Нидерландов еще шесть лет назад, а в прошлом году было решено использовать их как тренировочные суда. Путь посуху - 80 метров - в плавучий док субмарины, весом по 1600 тонн каждая, проделали на длинных платформах за полчаса. Также в прошлом году "Мамонту" удалось поднять портальный кран весом 1550 тонн, упавший в датском порту Оденсе во время шторма.
В общем, "Мамонт", или "Маммут", в подъеме тяжестей не новичок, на то он и мамонт. Хотя...
...Практически ничего не известно о других иностранных фирмах, так и не попавших в проект, но претендовавших на него. Почему в Москве и Петербурге предпочли консорциум в составе американской компании "Халлибертон"? Именно американской, которая, судя по всему, действует в рамках "контракта века" через свое норвежское представительство. Кстати, до сих пор версия о столкновении "Курска" с американской субмариной не опровергнута, и любое участие американской компании в этом проекте наводит на мысль о "пиковом интересе". В период предвыборной президентской кампании в США эта фирма "засветилась", поскольку, как оказалось, в ней работал ныне второй человек в Белом доме, вице-президент Чейни. Оппоненты вовсю лили на Чейни компромат, утверждая, что тот, работая в "Халлибертоне", использовал свои связи в высшем политическом свете, чтобы заполучить для фирмы выгодные контракты. В частности, как писала британская "The Times", Чейни удалось выбить кредит в 292 млн. $ для Тюменской нефтяной компании, чтобы та, в свою очередь, смогла купить на эту сумму оборудование - догадайтесь, у кого. Конечно же, у фирмы "Халлибертон".
А о фирме "Смит", втором участнике проекта подъема российской субмарины, среди судовладельцев ходит устойчивая информация, что компания испытывает финансовые трудности, о чем писало, в частности, известное в профессиональной аудитории издание "Ллойд Лист". Такие сведения мы получили, в частности, из Греции. Как выяснилось, еще осенью прошлого года греческая компания "Цавлирис" - крупнейшая в стране фирма, специализирующаяся на подъеме судов, предложила ЦКБ "Рубин" свои услуги в деле поднятия субмарины, однако ответа не получила. Греческие бизнесмены считают, что борьба за подряд на подъем "Курска" велась нечистоплотными методами...
- Мы не один раз запрашивали "Рубин" передать нам необходимые данные, чтобы мы могли разработать свой конкретный план по подъему лодки, однако в Петербурге хранили молчание, - сообщил "МК" управляющий директор компании "Цавлирис" Ксенофтонтос Константидис. - А ведь у нас огромный опыт в этой области. Достаточно сказать, что два года назад наша фирма успешно подняла с глубины 160 метров греческий ракетный катер "Костакос". Говорят, что для отбора компании по спасению "Курска" проводился какой-то международный тендер, но в Грецию предложение на него почему-то не прислали...
- Однако самое главное, - отмечает директор компании с российской стороны Петр Кржминский, - заключается вовсе не в этом. А в том, что греки предлагали поднять "Курск" за гораздо более низкую цену - 50-60 миллионов. Именно такое официальное предложение мы направляли в Россию, в ЦКБ "Рубин"...
Возможно, были и другие претенденты, помимо греков, но нам они не известны. Официально сумма "проекта века", как уже говорилось, держится в секрете. Предлог - коммерческая тайна. Как и сам "тендер", который обычно проводится публично с равными возможностями для претендентов. Но не в случае с "Курском", где все покрыто мраком. Вот это-то и странно. Платить-то будет, судя по всему, не ЦКБ "Рубин", "башлять" предстоит из госбюджета. Деньгами налогоплательщиков. А налогоплательщик имеет право знать, как, на что и почему тратят его кровные деньги. Как там в популярной налоговой рекламе: "пора выйти из тени". И вправду, пора...
|