В среду в Берлине должно быть подписано соглашение о выплате Германией России денег для бывших узников концлагерей и угнанных на принудительные работы. Подписание намечалось еще на 25 мая, но было сорвано из-за разногласий в российской делегации. Причиной стала аппаратная борьба за руководство организацией, распределяющей немецкие деньги - Фондом взаимопонимания и примирения. Но на прошлой неделе фонд получил нового руководителя - председателем правления стала Наталья Малышева. Теперь ей предстоит договориться со Сбербанком, подписать соглашение с немцами и ждать денег - уже в следующем месяце немецкое правительство должно перечислить средства для выплат.
На эти деньги бывшие узники рассчитывали очень давно - первые выплаты прошли в середине 90-х, и средний размер компенсации составил всего 1200 марок. Сейчас дадут побольше - всего будет переведено 835 млн марок, и старики - а в некоторых случаях и их наследники - получат от 2 до 15 тысяч. Решение бундестага о начале выплат остарбайтерам было принято на минувшей неделе (всего Германия заплатит 10 млрд), однако для получения денег Россией осталось одно очень важное препятствие - нужно подписать соглашение между фондом, немцами и российским банком - получателем марок.
25 мая в Берлине попытка сделать это окончилась неудачей - российские партнеры не смогли договориться между собой. Сбербанк пока не открыл фонду счет. Кроме того, фонд считает, что комиссионные в размере 0,7 %, запрашиваемые Сбербанком, слишком велики. Как сказал "Известиям" заместитель главы фонда Петр Маргиев, при этом функцию поиска получателей денег возьмут на себя органы соцзащиты (еще за 0,1%). Теперь подписать трехстороннее соглашение планируется 6 июня. Если соглашение снова не будет заключено, для 400 000 российских граждан это будет означать еще одну затяжку с получением компенсации. И не только российских - по соглашению Россия берет на себя выплаты для жителей Латвии и Эстонии.
История немецких денег тянется уже больше семи лет. В 1993 году немцы заплатили 400 млн марок. Тогда выплаты производили несколько банков, в том числе и такие известные, как Внешторгбанк и Тверьуниверсалбанк (между прочим, комиссионные тогда доходили до 2%). Из 380 тысяч человек, подавших заявления в фонд, деньги получили 320 тысяч. Средняя выплата равнялась 1200 маркам, но распределены были не все средства - примерно 80 млн марок было потеряно в результате банкротства банков, дефолта и сомнительных операций с банковскими векселями. Прошлой весной в фонде начались проверки - сначала ревизионного управления Министерства труда, а потом и Счетной палаты. Разгорелся публичный скандал, счета фонда заморозили - на них, правда, к тому времени было не густо, а глава фонда Виктор Князев ушел в отставку.
Материалы проверок были направлены в Генпрокуратуру. Там сначала отказали в возбуждении дела, но потом передали материалы в Московскую городскую прокуратуру, в свою очередь переправившую следствие в Краснопресненскую районную. Недавно дело вернули в столичную прокуратуру, к следователю Воробьеву. Бывший глава фонда ходит на допросы, но, по словам сотрудников фонда, в материалах дела ничего не говорится о хищениях или растратах, и все претензии к Князеву сводятся к "превышению полномочий". Между тем, по информации "Известий", около 26 млн марок было выплачено по сомнительным (фактически "липовым") документам нескольким десяткам тысяч человек, никогда не находившихся ни в лагерях, ни на принудработах.
Работники фонда связывают активность прокуратуры с деятельностью главы попечительского совета фонда. Это кресло с прошлой весны занимает Людмила Нарусова. Якобы именно ее усилия не дают "умереть" следствию. Параллельно идет борьба за контроль над фондом между Нарусовой и Минтруда. В октябре прошлого года председателем правления фонда был назначен Александр Сазонов. Бывший генерал-лейтенант ФСБ, с 1998 г. заместитель начальника главного управления президентских программ, так и не успел толком разобраться в делах - все время болел. В начале мая Сазонов был уволен - говорят, перед уходом он сетовал, что "в такое болото вляпался".
30 мая на его место была назначена Наталья Малышева, советник питерского губернатора, возглавлявшая Санкт-Петербургский фонд федеральных и региональных программ. Именно Малышева и должна будет навести порядок в делах фонда, подписать соглашение с немцами и организовать выплаты.
Сейчас у фонда осталось 25 млн марок, но это не деньги на счету. Эту сумму составляют векселя проблемных банков и акции, и, как заявил Маргиев, "выплаты идут потихоньку, по мере их реализации". Выплаты получают инвалиды первой группы и те бывшие узники, кому уже больше 80 лет.
Когда придут новые деньги (а кроме немецких марок, это еще и 725 млн австрийских шиллингов), выплаты пойдут по новому кругу. Причем сейчас рассматривается возможность платить даже тем, кто не предусмотрен в немецких выкладках, - военнопленным и узникам немецких лагерей, размещавшихся на территории СССР. С военнопленными вообще поступили нехорошо - еще в 1995 году президентским указом пообещали заплатить, да так и не нашли денег. Теперь заплатят из немецких.
|