Начиная с 90-х годов Noga требует от Кремля выплаты неустойки за разрыв контрактов на поставку в Россию продовольствия в обмен на энергоносители. По мнению российских юристов и хозяйственников, эти спорные контракты были составлены некорректно и исключительно в интересах Нессима Гаона и его бизнеса. По контракту 1991 года в случае возникновения конфликтной ситуации предусматривался отказ Москвы от государственного иммунитета. На этом основании Noga смогла возбудить дело в международном трибунале в Стокгольме и выставить России счет на 1,5 млрд долл. В 1997 году шведский суд решил дело в пользу Noga по двум искам общим объемом 27 млн долл. Вскоре суд Парижа признал те же самые иски действующими на территории Франции.
После этого началась настоящая чехарда, ударившая по интересам и престижу России. То судебные приставы порываются конфисковать парусный барк "Седов". То адвокаты Noga пытаются арестовать банковские счета российских учреждений в Пятой республике. То шустрые стряпчие пробуют наложить арест на самолеты «Су» и «МиГ», прилетевшие на Международный авиакосмический салон в Ле-Бурже. Тогда в 2001 году россияне еле упорхнули -- в буквальном смысле -- от разбушевавшейся Noga.
Российское правительство от души радуется решению парижского кассационного суда. Глава департамента печати и информации правительства Алексей Горшков отметил, что российский кабинет министров считает вердикт «объективным и закономерным». По словам г-на Горшкова, правительство считает, что это «окончательное решение судебных властей Франции в отношении беспочвенных претензий швейцарской фирмы к России».
Вместе с тем Москва демонстрирует желание продолжить диалог с беспокойным г-ном Гаоном. Россия по-прежнему предлагает фирме Noga урегулировать долги на условиях, аналогичных с условиями урегулирования долга бывшего СССР, заявил вчера вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин. Он также отметил, что решение суда означает, что Россия отстояла свои интересы. «Арестовывать суда и самолеты мы не позволим», -- подчеркнул вице-премьер. По его мнению, проигрыш фирмы Noga в суде связан с нереальностью выставляемых ею исков. Вице-премьер напомнил, что Москва изначально предлагала фирме провести внесудебное урегулирование задолженности. «Noga не соглашалась, и мы усилили работу в судах», -- отметил г-н Кудрин.
Что будет делать теперь Нессим Гаон -- капитулирует на российских условиях или продолжит разорительную судебную баталию? Биография бизнесмена предполагает скорее последний вариант. Видный деятель сионистского движения, родившийся в Судане, Нессим Гаон в годы второй мировой войны был разведчиком в британских вооруженных силах, где отличился в боях против гитлеровского Африканского корпуса. Потом был тесно связан как с британскими спецслужбами, так и с израильскими. Несколько раз чудом ему удавалось избежать расправы со стороны палестинских боевиков.
Другое дело, что в бизнесе ему повезло куда меньше, особенно в последнее десятилетие. Коммерция пошла плохо, в Европе упали доходы от туризма. В итоге ему пришлось расстаться с многочисленными фешенебельными гостиницами сети "Нога-Хилтон", разрекламированной как "отели для президентов и королей". Сюда добавились трения с французской Фемидой, вменившей в вину Гаону и его ближайшему окружению дачу взяток бывшему мэру города Канны. Наличные нужны г-ну Гаону немедленно, никакие долгосрочные схемы реструктуризации долга его уже не спасут.
Решение парижского кассационного суда разметало в прах последние надежды г-на Гаона хотя бы на временную поправку дел. Его фирма находится сейчас в сложном финансовом положении. Она вряд ли имеет достаточно средств для оплаты дальнейших услуг дорогостоящих адвокатов во главе с Марком Боннаном -- личным юридическим консультантом престарелого владельца Noga.
|