На недавней пресс-конференции, где шла речь о предстоящем подъеме "Курска", я спросил у вице-премьера правительства РФ Ильи Клебанова и Главкома ВМФ адмирала флота Владимира Куроедова, что, на их взгляд, будет представлять самую большую опасность для участников операции? Оба дружно сошлись на том, что главные угрозы таятся в первом отсеке, где остались невзорвавшиеся торпеды. Их точное количество и состояние до сих пор неизвестны.
Когда в прошлом октябре водолазы обследовали корпус АПЛ перед тем, как были подняты тела 12 погибших подводников, они увидели в "носу" подлодки такую жуткую разруху, что пролезать в завалы покореженного металла было равносильно добровольному самоубийству. Некоторые военно-морские начальники убеждали нас, что они запретили подводным спасателям соваться на смертельно опасную свалку торпедного арсенала. Тогда непонятно, каким чудесным образом в руках ученых - исследователей питерского ЦКБ "Рубин" - оказалось почти 40 тонн оплавленных "железяк" с атомного подводного крейсера (в том числе и обломки торпедных аппаратов). Еще придет время нам узнать, кто были те безвестные герои, которые лазили в гробовой утробе АПЛ, каждую секунду рискуя стать 119-м или 120-м покойником братской могилы на дне Баренцева моря. Засекреченное мужество водолазов позволило в феврале гендиректору "Рубина" Игорю Спасскому сенсационно заявить о том, что "благодаря полученному материалу удалось практически полностью" установить причину катастрофы, старт которой был дан в первом отсеке.
Но если этот отсек все-таки отрежут и оставят на морском дне, то это значит, что мы останемся без информации, окончательно проясняющей "третью" (после "столкновения" и "старой мины") версию, а затем незаметно превратившуюся в основную.
Напомним, что "КП" уже 16 августа прошлого года версию о взрыве "толстой" торпеды на "Курске" сразу взяла в разработку, по крохам собирая доказательства в военно-морских штабах, у неразговорчивых членов правительственной комиссии, у военных экспертов, ученых, спасателей, сослуживцев погибших подводников, проводя независимые экспертизы с помощью адмиралов и офицеров-подводников.
В конце концов мы вышли на засекреченного ученого-оружейника и его коллег, которые привлекались для анализа материалов, полученных в руинах погибшей подлодки. Наши читатели наверняка помнят, как дружно перестал муссироваться в прессе "букет" фантастических версий после того, как "КП" опубликовала материал из Санкт-Петербурга "Командир "Курска" Геннадий Лячин успел передать шифровку на берег: "На борту аварийная торпеда. Разрешите отстрелить..." (6.12.2000 г.). Теперь уже известно, что командир не успел спасти лодку от смерти - она пришла через первый отсек раньше, чем он успел дать команду "Пуск!".
Недавно, отвечая на вопросы корреспондента "Комсомолки", главком ВМФ Куроедов подтвердил, что эпицентр беды был именно там, в первом отсеке, где рвануло горючее в двигателе торпеды-самоубийцы. Мы не гордимся своим "черным ясновидением", мы просто старались дать нашим читателям точный пеленг на истину. Но никто и никогда не узнает всей правды. Погибшие подводники навсегда унесли с собой тайну первого отсека.
Сегодня министры и адмиралы нам говорят, что "нос" лодки придется отрезать, потому что он фактически заминирован. Грозный труп "Курска" может еще страшно огрызнуться. Наверное, так оно и есть на самом деле. Но ведь и 20 ракет "Гранит", которые пострадали при пожаре и которые подлежат подъему вместе с основным корпусом лодки, тоже начинены не картошкой, и если повреждены, то могут тоже шарахнуть. И, между прочим, совсем рядом с ядерным реактором. Что-то тут никак не стыкуется.
Нет ничего хуже неизвестности...
Возвращаясь к напечатанному
Как менялась официальная точка зрения
В первые дни после трагедии версия, которая становится основной, - это столкновение. Как сообщает Главнокомандующий ВМФ адмирал флота Владимир Куроедов ("КП" от 15 августа 2000 г.), "Курск" столкнулся с иностранной подлодкой. Думают, что, скорее всего, это лодка класса "Лос-Анджелес".
Через несколько дней ("КП" от 17 августа 2000 г.) нам подтверждают, что ВМФ "разрабатывает возможную версию о столкновении с каким-либо плавающим объектом". В поддержку этой версии во всех СМИ идет информация о том, что гидроакустики других кораблей и субмарин, участвующих в учениях, неоднократно засекали "пасущиеся" неподалеку иностранные подлодки, которые были идентифицированы как натовские.
Буквально на следующий день ("КП" от 18 августа 2000 г.) командующий Северным флотом генерал Вячеслав Попов делает заявление: "Взрыв внутри первого отсека - основная причина аварии атомной подводной лодки".
Между тем военные продолжают давать информацию о тактико-технических данных лодки, с которой мог столкнуться "Курск" (22 августа 2000 г.). По их версии, столкновение произошло на перископной глубине, и чужак нанес удар в зону сочленения двух самых больших отсеков "Курска" - первого (торпедного) и второго (центрального поста). Российская субмарина резко пошла вниз и врезалась в дно. От этого сдетонировал боезапас - второй, более мощный взрыв.
Другая версия, которой придерживается ВМФ, - это столкновение с миной времен второй мировой войны.
Затем министр обороны РФ Игорь Сергеев подтверждает ("КП" от 23 августа 2000 г.), что это было столкновение с каким-то подводным объектом. Доказательством этого якобы служат записи тех, кто непосредственно наблюдал и буи, и сам "объект" на дне моря.
В эти же дни Игорь Сергеев, Владимир Куроедов и Вячеслав Попов подают рапорты о своей отставке. Путин их не принимает "до полного расследования причин аварии".
Снова об актуальности версии столкновения заговорили зимой. Министр обороны Игорь Сергеев заявил в штаб-квартире НАТО ("КП" от 7 декабря 2000 г.), что российские самолеты 17 августа искали с воздуха американскую подводную лодку, которая, по его словам, уходила с места гибели "Курска". Об этих полетах и странном ремонте американской подлодки "Мемфис" говорит и бывший командующий северной группировкой войск Норвегии адмирал Эйнар Скорген.
Постепенно военные отказываются от версии о подрыве на мине времен второй мировой войны ("КП" от 10 февраля 2001 г.).
Стихли разговоры и о столкновении с иностранной подлодкой.
Основной версией становится "нештатная ситуация" в первом отсеке.
|