Предлагается, что "Интеррос" и Pratt & Whitney передадут блокирующие пакеты акций основных предприятий холдинга - Пермского моторного завода (ПМЗ), где сосредоточены основные производственные мощности, и конструкторского бюро "Авиадвигатель" - в уставный капитал вновь создаваемого акционерного общества "Пермский центр двигателестроения" (ПЦД). При этом "Интерросу" и его основному партнеру по некоторым данным, будут принадлежать лишь 49 процентов акций АО ПЦД. А держателем 51 процента нового акционерного общества станет государство в лице Министерства имущественных отношений РФ.
От государства же требуется самая малость - передать в уставный капитал АО ПЦД все разработки и ноу-хау, связанные с авиационными двигателями ПС90A и Д30. Иными словами - плоды многолетней деятельности упомянутого КБ "Авиадвигатель" по разработке основных моторов для гражданской и военной авиации, а также энергетики.
Чтобы понять суть этих решений, их направленность, процитируем письмо, которое 9 депутатов Государственной Думы направили на следующий день после собрания акционеров председателю Правительства Михаилу Касьянову, директору ФСБ РФ Николаю Патрушеву и министру имущественных отношений Фариту Газизуллину.
"Существенную обеспокоенность депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ и многих представителей экспертного сообщества вызывают, - говорится в письме, - планы реорганизации Пермского двигателестроительного комплекса и создания АО "Пермский центр двигателестроения" по сценарию, предложенному финансово-промышленной группой "Интеррос" и американской корпорацией Pratt & Whitney.
Следует выделить следующие основные причины для беспокойства:
1. Проект создания АО "Пермский центр двигателестроения" (ПЦД), предложенный ФПГ "Интеррос" совместно с Pratt & Whitney, предполагает, что в будущем АО ПЦД государству будет принадлежать 51 процент акций, а негосударственным структурам - инициаторам проекта - 49 процентов акций. По оценкам ряда независимых экспертов, рыночная стоимость двигателестроительных ноу-хау, которые согласно проекту должно передать в уставный капитал АО ПЦД государство, составляет не менее 300 миллионов долларов. А рыночная стоимость активов, передаваемых в уставный капитал АО ПЦД группой "Интеррос" и ее партнерами - блокирующих пакетов акций нескольких пермских предприятий Р не превосходит 30 миллионов долларов. Можно констатировать, что в таком случае распределение акций АО ПЦД между государством и альянсом "Интеррос" - Pratt & Whitney в пропорции 51:49 является вопиюще неправильным и наносит прямой ущерб экономическим интересам государства.
2. Схема реорганизации Пермского моторостроительного комплекса, предложенная "Интерросом" и Pratt & Whitney, фактически предполагает, что реальный контроль над будущим АО ПЦД будет находиться у менеджмента, представляющего интересы ФПГ "Интеррос" и американской двигателестроительной корпорации... Все это дает весомые аргументы в пользу версии, что реальной целью двигателестроительной корпорации Pratt & Whitney и ее основного российского партнера является устранение с рынка потенциально опасного конкурента - Пермского моторостроительного комплекса.
3. Закрепление прав на разработки и ноу-хау российского двигателестроения за АО ПЦД, фактически подконтрольным представителям "Интерроса" и Pratt & Whitney, вполне может привести к параличу разработки и будущего производства нового авиационного двигателя ПС90А-12 корпорацией "Рыбинские моторы"... В результате... отечественное двигателестроение будет в принципе парализовано на неопределенный срок, что, возможно, отвечает рыночным интересам Pratt & Whitney, но никоим образом не способствует повышению конкурентоспособности российской экономики.
4. Известно, что продвижением и защитой рыночных интересов владельцев ФПГ "Интеррос" в России и США, в том числе в проекте создания АО ПЦД, занимается лоббистская фирма AKIN, GUMP, STRAUSS, HAUER & FELD LLP."
Об угозе паралича отечественного двигателестроения "РГ" уже рассказывала читателям. Дело здесь, в первую очередь, в нависающей над российской гражданской авиацией "проблеме-2002": уже в конце следующего года самолеты российского производства - Илы и Ту - возможно, перестанут допускать к обслуживанию международных полетов, так как их технические характеристики не отвечают требованиям экологической безопасности. Единственный выход из создавшейся ситуации - как можно быстрее запустить в серийное производство тот самый двигатель ПС90А-12, отвечающий международным стандартам.
е сли же производство на "Рыбинских моторах" будет парализовано (что, не исключено, может отвечать рыночным задачам Pratt & Whitney, крупнейшей двигателестроительной корпорации США), то российские самолеты никогда больше не появятся на международных линиях. Это, по меньшей мере, означает, что наши авиакомпании просто вынуждены будут закупать исключительно технику зарубежного производства, а российскому авиапрому предстоит будет умереть - окончательно и бесповоротно.
Но и это не все, что можно сказать о "революционном" плане "Интерроса" и Pratt & Whitney. Отдельный интерес вызывает упомянутая лоббистская контора Akin, Gump, Strauss, о заинтересованности которой в судьбе российского авиапрома "РГ" тоже уже писала. По версии ряда СМИ, основным российским клиентом Akin, Gump, Strauss, наряду с Владимиром Потаниным, является бывший медиа-магнат Владимир Гусинский. А сама лоббистская фирма, как пишут СМИ, прославилась, в частности, тем, что ее представители активно выступали против России и курса российского руководства. В частности, именно сенатор Томас Лантос, тесно связанный с AKIN, GUMP, инициировал рассмотрение в конгрессе США резолюции о выводе России из "большой восьмерки" (G8). Той же фирме, по некоторым данным, принадлежит идея организации вещания радиостанции "Свобода" на чеченском языке. Если верить СМИ Израиля, одной из ключевых фигур Akin, Gump, Strauss, куратором практически всех проектов, разработанных совместно с Гусинским, в фирме является некая Тоби Гати, в недавнем прошлом - начальник департамента внешней разведки при Госдепартаменте США. В этом контексте версия замораживания российского двигателестроения в интересах Pratt & Whitney представляется не лишенной смысла.
Очень примечательной стала и информация, появившаяся на днях в израильской прессе. В начале июня президент ФПГ "Интеррос" Владимир Потанин побывал в Нью-Йорке, где участвовал в заседании Русско-американского делового клуба (кстати, одним из патронов клуба является 76-летний бывший посол США в СССР Роберт Страусс, основатель и совладелец Akin, Gump, Strauss). Заодно Потанин совершенно случайно повстречался с Игорем Малашенко - "правой рукой" Владимира Гусинского. И, как пишет израильская печать, - договорился обо всем. Akin, Gump, Strauss и Гусинский напрягут все свои связи в Соединенных Штатах, чтобы помочь главе "Интерроса" запуститьЙ в Москве нужный проект реорганизации "Пермских моторов". Взамен Потанин и Pratt & Whitney, якобы, в свою очередь, могут выделить немалую сумму на "проекты по защите свободы слова в России", - в понимании В. Гусинского?
Что ж, защита свободы слова - дело святое. Только причем здесь "Пермские моторы" Р ясно не вполне. И какую роль в российском двигателестроении может отныне играть Гусинский? Как и не ясно, куда смотрят многочисленные чиновники, призванные оценить создание АО "Пермский центр двигателестроения" с точки зрения государственных интересов. Ответы на эти вопросы нам, как и депутатам Госдумы, вскоре предстоит узнать.
|