В Тольятти завершился громкий судебный процесс над так называемой волговской преступной группировкой. Десять обвиняемых, входивших в одну из самых кровавых и жестоких банд современной России, признаны виновными в шестнадцати заказных убийствах и покушениях. В том числе убийстве начальника тольяттинского отдела по борьбе с организованной преступностью майора Дмитрия Огородникова, директора рыбокомбината «Садко» Оксаны Лабинцевой, директора телекомпании «Лада ТВ» Сергея Иванова, директора тольяттинской ассоциации дилеров АО "АвтоВАЗ" Олега Яркина. За совершенные преступления бандиты получили от двух лет до пожизненного заключения.
Волговская группировка возникла в восьмидесятые годы. Название банды происходит от названия известной тольяттинской гостиницы «Волга», в которой работали все главари банды. На заре перестройки члены шайки начали сколачивать состояние на воровстве вазовских запчастей, азартных играх, мелком рэкете, подпольной торговле водкой и т.п. С приходом рыночных отношений в деятельности банды начинается новый этап. Она берет под свою «крышу» многие городские предприятия и фирмы, торгующие 'жигулями'. Бандиты появляются на вазовском конвейере и чувствуют себя на заводе как дома.
В 1992 году в уличных перестрелках гибнут основатели банды Маслов и Беличенко. Во главу группировки становится Дмитрий Рузляев (Дима Большой). В 1994 году он начинает войну с бывшим соратником Владимиром Вдовиным (Напарник). Причина - контроль над реализацией части вазовской продукции через посреднические фирмы. Это противостояние закончилось лишь в конце девяностых гибелью Большого и практически полным истреблением волговской группировки. Всего в войне между бандитскими кланами в Тольятти погибли около трехсот человек.
Когда милиция вплотную занялась уцелевшими главарям волговской группировки Владимиром Пчелиным, Владимиром Воробьем, Евгением Совковым и другими, те в срочном порядке скрылись из города. Их объявили в федеральный розыск по подозрению в совершении заказных убийств в Тольятти и других городах России. Однако бегали они недолго. Когда страсти поутихли, бандиты стали не только спокойно появляться дома, но и организовывали новые заказные убийства.
В их числе, например, убийство начальника отдела по борьбе с организованной преступностью Дмитрия Огородникова, который особенно усердствовал в поимке главарей группировки. Аналогичным образом волговские расправились над оперативником «убойного» отдела тольяттинского УВД Петром Логиновым. Директор телекомпании «Лада ТВ» Сергей Иванов поплатился жизнью за свой побочный бизнес - он торговал запчастями якобы под «крышей» ненавистного волговским Напарника. Директора рыбокомбината «Садко» Оксану Лабинцеву 'заказал' бандитам ее бывший партнер по бизнесу Игорь Попов, заплатив за это тридцать тысяч долларов.
Одним из самых циничных преступлений волговской банды стало убийство пенсионерки Пелагеи Земцовой. Она была матерью одного из руководителей волговской группировки Игоря Ерина. После его убийства в конце 1999 года Земцовой как наследнице отошел контрольный пакет акций ряда тольяттинских коммерческих фирм. В 2000 году, когда волговские стали сворачивать бизнес в Тольятти, им понадобились акции предприятий, которые банда считала своими. Именно это и послужило причиной убийства Пелагеи Земцовой.
В 2000 году внутри банды произошел раскол. В Москве, на Красной Пресне, был убит Евгений Совков. Это преступление и послужило отправной точкой для расследования. Через пару месяцев в Тольятти были задержаны Алексей Булаев и Сергей Иванов. В банде их прозвали «уткороботами» за слепую исполнительность и преданность их боссу Совкову. По приказу шефа они совершили не менее десятка убийств. Вслед за ними были задержаны и остальные члены банды. Непосредственным же убийцей Совкова, оказался штатный киллер группировки Андрей Милованов (Зеленый). Он посчитал, что шеф недоплачивает ему, хотя Зеленый работал, как настоящий конвейер. Однако взять его не удалось. С ним в феврале 2001 года расправились его же подельники.
Громкий судебный процесс начался в августе 2002 года с того, что большая часть обвиняемых и свидетелей отказались от данных во время следствия показаний. В том числе и один из главных «рассказчиков» Артем Вагин, который играл в банде роль наводчика. «Лучше я отсижу двадцать пять лет, чем получу десять и не доеду до зоны», - говорил он следователю.
Ему как никому известно, что считать волговскую группировку разгромленной еще рано. Оставшиеся на свободе лидеры банды Владимир Пчелин и Владимир Воробей, несмотря на то что уже восемь лет находятся в федеральном розыске, организовали свой бизнес за пределами Тольятти. Первый - в Москве, второй - в Санкт-Петербурге.
Тем не менее и без чистосердечных признаний членов шайки у суда оказалось достаточно оснований для того, чтобы вынести обвинительный приговор всем десяти подсудимым. Четверо, в том числе Булаев и Иванов, получили пожизненное заключение. Вагин будет сидеть двадцать пять лет. Бывший оперуполномоченный Автозаводского РУВД Алексей Сидоренко за содействие ОПГ приговорен к трем годам лишения свободы. Сотрудник ГАИ капитан Виктор Султанов за пособничество бандитам получил два года колонии-поселения. Игорь Попов - заказчик убийства Оксаны Лабинцевой - отделался четырьмя годами лишения свободы. Избежать более сурового наказания ему помогла инвалидность.
Стоит также отметить, что задержание боевого звена волговской группировки самым благоприятным образом сказалось на криминальном фоне Тольятти. Например, количество заказных убийств в этом городе уменьшилось почти в три раза. Однако говорить о полной победе правоохранительных органов пока рано. Тот же Напарник чувствует себя в Тольятти весьма спокойно. Вот только прозвище сменил - теперь его называют Папой.
|