Министр внутренних дел Борис Грызлов решил освоить новую сферу - борьбу с незаконным вывозом капитала. Ошарашив общественность заявлением о том, что под видом оплаты услуг с начала года страну покинули $9 млрд, Грызлов пообещал искоренить это зло за счет "тесного взаимодействия" с банковской системой и Центробанком. Участники рынка и аналитики сходятся во мнении, что остановить бегство денег практически невозможно, а заявления Грызлова - не более чем предвыборный пиар лидера "Единой России".
Безопасность работы банковской системы вчера обсуждалась на коллегии Министерства внутренних дел. Как констатировал в итоге Грызлов, опасности подстерегают банки со всех сторон. Мошенники используют "самые изощренные способы и средства", например пластиковые карты, для воровства денег, а руководители банков отказываются сотрудничать с органами внутренних дел "под надуманным предлогом соблюдения коммерческой тайны". Некоторые банки и вовсе выводят из страны капитал под видом платежей за фиктивные финансовые услуги, передает слова министра агентство "Интерфакс". Причем махинации по "подложным контрактам" с услугами, по данным Грызлова, растут в геометрической прогрессии и с начала года достигли $9 млрд. Это почти в два раза больше, чем насчитал ЦБ за весь прошлый год ($5 млрд) , и примерно половина от всего импорта услуг ($19,7 млрд). Но министр знает решение этой проблемы. "Невывод денег с территории нашей страны" обеспечит, по его словам, "тесное взаимодействие" МВД с самими банками и с Центробанком, к тому же "с использованием новейших технических достижений".
"Заказ липовых маркетинговых или консультационных исследований - самый удобный способ для вывода капитала", - подтверждает московский предприниматель, просивший не указывать его имени в печати. Тем не менее и представители бизнеса, и Центробанк ставят под сомнение и масштаб беспокоящего Грызлова явления, и возможность его искоренения. "У нас нет доскональных исследований об объемах скрытого вывоза капитала под видом импорта услуг, хотя понятно, что при росте экономики растет и белый ее сектор, и теневой, - говорит первый зампред ЦБ Олег Вьюгин. - Бороться нужно не с бегством капитала, а с причинами бегства, т. е. легализовать серую экономику. Но это уже не задача ЦБ". "Не могу ни подтвердить, ни опровергнуть эту цифру [$9 млрд], и вообще проблемы с вывозом капитала сейчас стоят далеко не на первом месте", - сказал "Ведомостям" сотрудник ЦБ, отвечающий за банковский надзор. "Цифра в $9 млрд представляется совершенно надуманной, - считает начальник валютного департамента российской "дочки" известного западного банка. - При продвижении товаров, которые у нас [в России] не бог весть какого качества, приходится зачастую тратить серьезные суммы и на маркетинг, и на консалтинг, и на другие услуги. По-моему, нас просто пугают".
По словам бывшего начальника департамента платежного баланса ЦБ, эксперта Объединенной финансовой группы Владислава Орешкина, четкую методику выявления фиктивных контрактов создать сложно. "Если российская компания переводит большую сумму за услуги по оценке арктических льдов на предмет их растопляемости, с точки зрения здравого смысла тут можно сделать выводы", - говорит Орешкин. Но признать незаконность платежа, напоминает партнер "Пепеляев, Гольцблат и партнеры" Иван Хаменушко, может только суд, если ему не предоставят документы, подтверждающие оказание услуги. А предприятия, которые проводят схемы с "услугами", "в состоянии составить и грамотный красивый отчет, даже с картинками", говорит финансовый директор крупной строительной компании. Поэтому, по мнению Орешкина, заявления Грызлова, возглавляющего федеральный список "Единой России" на выборах в Госдуму, - это "очередная пиаровская акция". С ним согласен гендиректор Центра политических технологий Игорь Бунин: "Совершенно очевидно, что это продолжение предвыборного пиара, когда человек говорит, что он всех поймает и не допустит утечки капитала".
|