Во вторник в Афинах закончилось рассмотрение дела об экстрадиции в Россию Владимира Гусинского. Генеральная прокуратура проиграла. Греческие власти отказались выдавать предпринимателя, сняли с него запрет покидать страну и вернули залог в сто тысяч евро. Причина проста - предъявленные Гусинскому обвинения не являются преступлением по греческому законодательству. «Я уверен, что на этом история не закончится, - заявил ГАЗЕТЕ по окончании суда первый гендиректор НТВ Игорь Малашенко. - Сам Гусинский вряд ли будет сидеть сложа руки в ожидании нового запроса. Он наверняка воспользуется теми возможностями, которые ему дает международное законодательство». Но похоже, что и Генеральная прокуратура не намерена отступать. «Уголовное дело против него не прекращено, - уточнили в управлении информации, - Гусинский по-прежнему обвиняется в мошенничестве».
Что украли?
В общей сложности греческому правосудию понадобилось чуть больше месяца на рассмотрение российского запроса об экстрадиции Владимира Гусинского. Напомним, что он был задержан 21 августа 2003 года в аэропорту Афин. Неделю после этого Гусинский провел в городской тюрьме, а затем был отпущен под залог в сто тысяч евро.
Генеральная прокуратура, по чьему запросу был задержан Гусинский, предоставила апелляционному суду Афин документы, которые, по мнению следователей, доказывают, что предприниматель обвиняется в хищении путем мошенничества и отмывании 100 миллионов долларов. Неделю назад на предпоследнем судебном слушании прокурор Анна Заири, поддерживавшая в суде сторону обвинения, неожиданно отказалась отстаивать интересы Генпрокуратуры и назвала обвинения «непонятными».
Адвокаты не удивились. Они, в свою очередь, предъявляли греческому суду договоры и счета, которые доказывали абсолютную легальность продажи активов Гусинского «Газпрому». «Понятно, что нельзя отмыть деньги, которые не были украдены», - пояснил адвокат предпринимателя Александр Березин. Кроме того, в запасе у защиты был еще один козырь. Решение испанского суда, отказавшего в экстрадиции Гусинского по тому же самому делу.
В результате растерянное греческое правосудие пошло на крайние меры. Российской стороне было дано еще 15 суток, чтобы предоставить аргументы, которые могли бы убедить хотя бы прокурора Заири. Генпрокуратура документы предоставила. В них говорилось, что «в соответствии со статьей 61 Уголовного кодекса РФ добровольное возмещение имущественного ущерба не является основанием для освобождения лица от уголовной ответственности, а расценивается исключительно как обстоятельство, смягчающее наказание'.
Пожалуй, единственное, что можно было объяснить этой ссылкой на УК, это отсутствие в суде представителей «Газпрома», у которого претензий к Гусинскому вроде бы нет.
15 минут в суде
Вчерашнее, последнее, заседание суда длилось, по словам адвокатов, 15 минут. «Я даже не хочу комментировать последнее письмо Генпрокуратуры», - сказал Анна Заири. Адвокаты позицию обвинения поддержали. Совет судей вынес решение: России в выдаче отказать, Гусинского - отпустить, залог - вернуть.
Освобожденный Гусинский общаться с журналистами не стал и покинул зал суда в сопровождении сотрудников израильской службы безопасности. Впрочем, задерживаться в Греции медиамагнат также не захотел и покинул страну в тот же день.
«Я всегда считал, что дело Гусинского носит политический характер, - прокомментировал ГАЗЕТЕ итоги разбирательства Игорь Малашенко, - и в афинском суде вздорность претензий Генпрокуратуры была продемонстрирована еще раз. Я думаю, что запрос не отменили сразу после решения испанского суда только по одной причине. Чтобы не пускать Гусинского в Россию. И в связи с ЮКОСом видно, что выдавливание людей из страны продолжается».
При этом Малашенко уверен, что с завершением еще одного судебного процесса история активов «Медиа-Моста» не закончится. Сам Гусинский готов предпринять некие действия в свою защиту. Какие именно, Малашенко уточнять не стал.
Но, судя по всему, Генеральная прокуратура также не намерена сдавать своих позиций. Там по-прежнему считают Гусинского виновным в мошенничестве и уголовное дело против него закрывать не собираются.
География экстрадиции: кого получила и не получила Россия
Учредитель корпорации 'Голден Ада' Андрей Козленок. Обвинялся в хищении крупной партии драгоценных камней из Гохрана России. В январе 1997 года был задержан в Греции и выдан российской стороне. Был приговорен к шести годам лишения свободы. Но позже Верховный суд снизил срок до четырех лет. 8 января 2002 года Андрей Козленок вышел на свободу.
Предприниматель Борис Березовский. 6 августа 2002 года Генпрокуратура возбудила уголовное дело о хищении средств на 'АвтоВАЗе'. Вскоре Березовскому было заочно предъявлено обвинение в крупном мошенничестве. В октябре была выписана санкция на его арест. А в начале 2003 года Россия запросила об экстрадиции Березовского власти Великобритании. Решение по запросу магистратский суд Лондона должен был вынести в октябре этого года. Но к этому времени Березовский успел получить статус политэмигранта и запрос автоматически был снят с рассмотрения.
Глава финансовой пирамиды «Тибет» Владимир Дрямов. В августе 1994 года исчез с огромной суммой денег. Был обвинен в мошенничестве. В 1999 году Дрямова задержали в Греции и депортировали в Россию. В мае 2002 года его приговорили к девяти годам лишения свободы.
Бывший председатель совета директоров Красноярского алюминиевого завода Анатолий Быков. В августе 1999 года Быкова обвинили в убийстве назаровского коммерсанта Олега Губина. В рамках этого обвинения была выдана санкция на его арест. В октябре Быкова задержали в Венгрии. В апреле 2000-го - экстрадировали в Россию. В июле 2003 года Красноярский краевой суд переквалифицировал обвинение с соучастия в убийстве на укрывательство и приговорил Быкова к одному году лишения свободы и сразу же амнистировал.
Глава Металлургической инвестиционной компании Михаил Живило. Обвиняется в организации покушения на убийство кемеровского губернатора Амана Тулеева. В мае 2002 года суд приговорил к четырем годам лишения свободы лишь одного из соучастников покушения - Виктора Тихонова. В феврале 2001 года по запросу Интерпола Живило был арестован в Париже. Однако французский суд отказал России в выдаче предпринимателя, сочтя основания российской стороны недостаточными.
Глава Всероссийского биржевого банка Александр Конаныхин. Покинул Россию еще в 1992 году. Главная военная прокуратура предъявила ему обвинение в хищении 8 млн. долларов. В 1993 году был объявлен в международный розыск. В июне 1996 года он был задержан службой иммиграции и натурализации в своей квартире в Вашингтоне. Через 13 месяцев власти США отказали России в выдаче Конаныхина из-за отсутствия между странами договора об экстрадиции. В 1999 году Конаныхин получил политическое убежище в США.
Советник президента Сергей Станкевич. Обвинялся в получении взятки. Был задержан в Польше по запросу Генпрокуратуры в 1997 году. В январе 1998 года апелляционный суд Варшавы отказал России в выдаче Станкевича. В 1999 году советник президента получил статус политэмигранта.
|