Сбылась давняя мечта столичного мэра Юрия Лужкова - получить контроль над аэропортом "Внуково". На прошлой неделе правительство подписало распоряжение о передаче 60,88% акций "Внуково" в собственность правительства Москвы. Теперь власти города обещают привести в порядок аэропорт, за последнее десятилетие безнадежно отставший от своих конкурентов - "Шереметьево" и "Домодедово".
"Внуково" с пассажирооборотом около 3 млн человек - один из трех международных аэропортов Москвы. В 2002 г. его выручка составила 797 млн руб. , прибыль - 93 млн руб. Госпакет ОАО "Аэропорт "Внуково" составляет 60,86% акций, еще 36,5% принадлежит компании "Внуково-инвест", подконтрольной менеджерам аэропорта. Эта же компания занимается проектом строительства во Внукове нового терминала, для реализации которого зарегистрировано отдельное юрлицо - ОАО "Международный аэропорт "Внуково".
В течение нескольких лет мэр Юрий Лужков упрашивал федералов передать госпакет "Внуково" городским властям, которые "сделают из него приличный аэропорт". И, наконец, добился своего. Как сообщил в пятницу департамент правительственной информации, премьер-министр России Михаил Касьянов подписал распоряжение о передаче 60,86% акций ОАО "Аэропорт Внуково" в собственность города Москвы. При этом столичной мэрии не придется платить живые деньги за контроль над "Внуково": акции аэропорта достанутся ей в соответствии со статьей 67 закона "О федеральном бюджете", которая предусматривает возможность передачи акций АО из федеральной собственности городу "в целях частичной компенсации расходов на осуществление городом Москва функций столицы РФ". Акции передаются по рыночной стоимости - Минимущество оценило 60,86% "Внуково" в 1,74 млрд руб.
"Это разумное решение. Предыдущие 10 лет, пока контрольный пакет "Внуково" находился у федеральных властей, аэропорт практически не развивался и успел безнадежно отстать от конкурентов", - говорит аналитик Объединенной финансовой группы Елена Сахнова. По ее данным, за первое полугодие 2003 г. пассажиропоток "Внуково" составил 1,2 млн человек. Это втрое меньше, чем в аэропорту "Домодедово" (3,6 млн человек) , и вчетверо меньше, чем в "Шереметьево" (около 5 млн человек).
"К сожалению, "Внуково" действительно утратило роль ведущего столичного аэропорта. Его инфраструктура устарела, отстала от уровня развития города", - признает сотрудник управления транспорта и связи правительства Москвы Олег Никольский. Гендиректор ОАО "Международный аэропорт "Внуково" Виталий Ванцев считает, что в лице правительства Москвы частные инвесторы получили надежного партнера. "Москва уже имеет блокпакеты акций в двух наших инвестпроектах - терминалах "Внуково-3" и ОАО "Международный аэропорт "Внуково". Мы будем вместе строить во "Внуково" гостиницу на 900 мест", - делится он своими планами. Ванцев уверен, что уже к 2006 г. аэропорту удастся удвоить пассажиропоток и обслуживать до 6 млн авиапассажиров в год. По его словам, сейчас в развитие аэропорта уже вложено около $50 млн, а суммарно инвестпрограмма "Внуково" составит около $350 млн.
В правительстве Москвы затруднились прокомментировать, будет ли часть этих инвестиций сделана за счет городского бюджета. "Я знаю лишь, что, получая госпакет, мы берем на себя обязательства по реконструкции правительственного терминала "Внуково-2", сумма инвестиций сейчас уточняется", - говорит Никольский из управления транспорта. В то же время в недавнем интервью "Ведомостям" вице-мэр Москвы Валерий Шанцев заявлял, что участие в капитале "Внуково" не является самоцелью. "Главное - развивать аэропорт, в перспективе он будет приносить миллиарды рублей в виде налогов. А акции мы готовы передать компании, которая специализируется на этом бизнесе, в обмен на инвестиции". По мнению аналитика ИФК "Метрополь" Дениса Нуштаева, таким инвестором для правительства Москвы может стать не только компания "Внуково-инвест", но и одна из западных компаний, заинтересованная в этом проекте.
|