Российская Прибалтика вот-вот превратится в нефтяной регион: компания ЛУКОЙЛ завершает монтаж морской нефтяной платформы в 22 километрах от побережья национального парка «Куршская коса». До конца года ЛУКОЙЛ намерен добыть с калининградского шельфа первую нефть и обещает, что область сразу получит ощутимые дополнительные доходы. Но местные экологи уверены, что так называемый проект Д-6 грозит региону экологическим бедствием. Существует ли на самом деле такая угроза, попытался выяснить наш корреспондент.
О самом западном анклаве России, Калининградской области, в последнее время говорят много. В основном в связи с визовым режимом, который после скорого вступления Литвы в Евросоюз станет еще сложнее нынешнего. Ведь российские поезда в Калининград идут через территорию Литвы, и уже сейчас, отправляясь на «большую землю», калининградцы сталкиваются с пограничными сложностями. Эти сложности, правда, не пугают многочисленных туристов со всей России, ежегодно приезжающих в бывшую Восточную Пруссию. Для многих семей, особенно из среды московской и питерской интеллигенции, это стало традицией еще в советские времена. Пока мало кто из отдыхающих знает, что над их любимым курортом нависла опасность.
Долгая дорога в дюнах
На всю остальную Россию Калининградская область совсем не похожа. Больше нигде нет таких маленьких городков с сохранившимися на старинных фасадах немецкими названиями. Узких пригородных шоссе в тени деревьев, высаженных вдоль обочины еще до войны, и плотной ровной брусчатки вместо асфальта. Тихих мельничных прудов, гнезд черных аистов в разрушенных костелах и кирхах. Немецкое прошлое, которое из этих мест так старались выкорчевать советские властители, призрачно проступает на каждом углу. Правда, усилия властей не прошли даром. Отчего-то было решено, что разрушенное не следует восстанавливать -- в назидание всем возможным врагам. Получилось страшно -- из-за руин и пришедших в запустение полей кажется, будто война закончилась не полвека назад, а вчера.
Но и кроме затянувшейся разрухи здесь есть что показать. В области имеется настоящая природная жемчужина -- национальный парк "Куршская коса". Каждое лето сотни туристов из России и Европы стремятся сюда -- побродить вдоль морского берега по белому песку дюн, полюбоваться сосновыми рощами, где медные стволы согнуты постоянным влажным балтийским ветром.
Коса -- узкая полоска суши длинной 92 км -- начинается на Самбийском полуострове, у курорта Зеленоградск (бывший Кранц), и тянется полумесяцем до самой Клайпеды. Примерно посередине коса перерезана российско-литовской границей. В списке Всемирного наследия ЮНЕСКО, в котором коса числится под номером 994, ответственными государствами обозначены обе страны -- Литва и Россия. Под защитой двух правительств -- десятки видов растений и животных, миллионы перелетных птиц, ежегодно пролетающих над косой. И уникальный ландшафт, равного которому нет больше нигде в мире.
Коса -- сплошной песок. Самая высокая дюна, Эфа, достигает в высоту 68 метров. Дюны соседствуют с живописными болотами, озерами и старинными лесами, такими красивыми, что охранять их пришло в голову еще крестоносцам. Королевский бор у основания полуострова объявили заповедным во времена Тевтонского ордена.
Люди на косе живут давно -- и в российской, и в литовской части есть несколько рыбацких поселков. Раньше дюны все время двигались -- песок пересыпался от настойчивого морского ветра, и домики рыбаков то и дело засыпало: даже двери в них строили специальные, из двух половинок. За ночь песок мог наполовину засыпать вход, и тогда выбираться приходилось через верхнюю секцию. 200 лет назад люди научились управлять движением песка: часть дюн засадили соснами, часть искусственно закрепили сплетенными из ветвей фашинами. Но и сейчас коса продолжает двигаться. Море размывает ее пляжи, а в сильный шторм в самых низких и узких местах иногда даже соединяется с заливом. Если бы не усилия человека, объект Всемирного наследия №994 давно был бы разрушен ветром и волнами.
«Мир, который вы захотите»
Когда в море появится нефтяная платформа, идиллический вид косы не нарушится -- с пляжа платформу видно не будет. Это только в «зеленых» агитках она черным монстром возвышается над горизонтом. На самом деле месторождение Д-6 находится в 22,5 км от берега -- даже за пределами водоохранной зоны национального парка. Нефть здесь нашли еще в советские времена, но разрабатывать тогда не стали, потому что сочли проект слишком сложным. Современных нефтяников сложности не останавливают: лицензию на разработку Д-6 получила дочерняя компания ЛУКОЙЛА -- ООО «Калининградморнефть». Проект стоит 120 млн долларов. ЛУКОЙЛ строит морскую ледостойкую платформу, сверлит 20 рабочих скважин и сооружает подводную трубу, по которой добытая нефть будет поступать на берег. В новом нефтесборном пункте в поселке Романово ее очистят от воды и примесей и дальше, уже по обычному трубопроводу, отправят в терминал Ижевское, рядом с Калининградом, чтобы ее смогли забирать морские нефтеналивные танкеры.
Запасы нефти на Д-6 оцениваются в 24 млн тонн, ЛУКОЙЛ рассчитывает выкачивать с балтийского шельфа до 600 тыс. тонн нефти в год. Это означает, что нефтедобыча в Калининграде уже через пару лет вырастет вдвое. Сейчас нефть добывается только на континенте -- по 700 тыс. тонн в год. Правда, многие континентальные месторождения уже истощены, и добыча на суше будет постепенно сворачиваться. С Д-6 нефть можно будет качать до 2040 года, хотя пик добычи придется на 2006--2020 годы. Компания обещает, что это принесет области почти 4 млрд рублей налоговых отчислений и позволит создать свыше полутора тысяч рабочих мест на объектах ЛУКОЙЛа и внутри инфраструктуры, которая эти объекты обслуживает. С точки зрения компании, проект существенно повысит инвестиционную привлекательность региона. "ЛУКОЙЛ сделает мир таким, каким вы хотите его увидеть" -- так написано на биллбордах, которые компания установила вдоль всех дорог в области.
Ложка мазута
Судя по всему, не все жители области верят в то, что их ждет безбедное будущее нефтяного эмирата. Зеленоградский район, к примеру, и без нефти потихонечку наращивает свое благосостояние за счет туристов, отдыхающих в национальном парке. Туристы едут не только из России, но и из Германии, и вдоль шоссе уже появились вполне европейские кафе и мотели. Труба с платформы к нефтесборному пункту выйдет из моря именно здесь, и от такой перспективы местная публика явно не в восторге. Даже некоторые сотрудники местной администрации высказывают непозволительные сомнения по поводу Д-6, правда, кулуарно и не слишком громко. Публично против отваживаются выступать только экологи из местной группы «Экозащита».
"Проект опасен для региона, -- уверена сопредседатель «Экозащиты» Александра Королева. -- По нашим данным, ЛУКОЙЛ в проектных документах, которые выносились на общественные слушания и согласовывались с государственными инстанциями, занизил уровень угрозы. Максимальная возможная неприятность, заложенная в проект, -- потеря контроля над одной из скважин. А скважин 20."
Но и авария одной скважины будет означать разлив 167 тонн нефти. В этом случае огромное нефтяное пятно за несколько часов достигнет заповедного пляжа -- экологи считают, что даже незначительный шторм сделает невозможным быстрый сбор нефти с поверхности воды. А штормовая погода на Балтике не редкость. Для того чтобы убрать нефть с песчаного пляжа, придется просто срыть загрязненный песок. Во время памятной катастрофы танкера «Глобе Ассими» в 1982 году вывезти пришлось 600 тыс. тонн песка. После этого море, и так постоянно размывающее уникальную косу, только усиливает свою разрушительную работу.
Озабоченность природоохранных активистов вызывает и подводная труба, по которой добытая нефть будет с платформы перекачиваться на берег. Труба, правда, будет проложена вдоль косы, за пределами водоохранной зоны. Но, по мнению Алексея Милованова из калининградской «Экозащиты», гарантировать сохранность нефтепровода будет затруднительно. Даже при условии, что его постоянно будут осматривать водолазы. «Зеленые» предупреждают, что в случае аварии на платформе или на трубе пятно может выйти за территориальные воды России. Трансграничное загрязнение, по их мнению, неизбежно вызовет международные конфликты с Литвой и Польшей.
И даже если аварии не произойдет, неприятностей, как считают экологи, будет достаточно. Например, придется закрыть промысловый район, который обеспечивает работой несколько сот рыбаков и где ловят около 40 тыс. тонн рыбы в год. И уж конечно по соседству с нефтесборным пунктом едва ли захотят отдыхать туристы. Экологи убеждены, что даже в безаварийном режиме каждый год с морской платформы будет «уходить» свыше ста тонн нефтепродуктов. Это гарантирует появление на заповедных пляжах малопривлекательных мазутных пятен. Между тем месторождение Д-6 не вечно, тогда как туристическая привлекательность -- ресурс явно более надежный. А Кравцовская нефтяная платформа, которую через 40 лет придется разбирать, способна эту привлекательность как минимум сильно уменьшить.
«Каждый занимается своим бизнесом»
Компания ЛУКОЙЛ, в которую корреспондент газеты «Время новостей» обратился за комментарием, считает все опасения экологов безосновательными. «Туризму проект Д-6 никак не помешает. В экологическую безопасность проекта будет вложено больше 10 млн долларов, -- рассказывает глава пресс-службы ЛУКОЙЛа Дмитрий Долгов. -- Каждый год компания будет тратить около миллиона долларов на страхование рисков, в том числе и экологических. Платформа строится таким образом, что разрушение ее практически исключено. Возможно, с ней могло бы что-то произойти при ядерной бомбардировке. Но в этом случае уже едва ли кто-то будет заботиться о чистоте куршских пляжей. Она, кстати, и без нефти оставляет желать лучшего. В прошлый приезд решил пройтись босиком по песочку и сразу же порезался об осколок».
По словам г-на Долгова, платформа строится по принципу «нулевого сброса» -- это значит, что все отходы ее деятельности, включая буровые воды и даже ливневые стоки, будут собираться в специальные контейнеры, отправляться на берег и там утилизироваться. «Платформа практически стерильна, -- утверждает г-н Долгов. -- Мы имеем опыт подобных работ на Каспии, и пока там не было ни одного случая нефтяного загрязнения. Более того, в районах добычи вдвое выросло поголовье осетровых пород. «Зеленые» утверждают, что в районе добычи исчезнет рыба и что птицы, которые в темное время летят на свет платформы, хаотично кружатся вокруг конструкции и гибнут в массовом порядке. Вы знаете, это лирика. Птицы действительно останавливаются на платформе, но никакой гибели там не происходит. Каждый, в том числе и экологи, занимается своим бизнесом. А мы дорожим своей деловой репутацией. Вы представляете, какой удар по ней нанесет любая неприятность на Д-6? Мы больше других заинтересованы, чтобы там все было в полном порядке».
Нефтяники ссылаются на опыт других компаний, которые давно добывают нефть на Балтике. Крупных аварий на польских и немецких платформах пока не происходило, между тем многие из них расположены гораздо ближе к берегу, чем Кравцовская. Некоторые из них даже видно прямо с пляжа. Что касается угрозы международных конфликтов, то и она, с точки зрения компании, преувеличена. «С литовскими властями у нас нет проблем, -- говорит г-н Долгов. -- Правда, у них там скоро выборы, и правые снова вспоминают про Д-6. Но речь не об экологии. Просто по отношению к России там до сих пор существует определенная идиосинкразия. Правые считают, что Россия должна уступить Д-6 Литве в качестве компенсации за советскую аннексию. Сейчас они давят на свое руководство. По их законам власти не могут не реагировать. Президент Литвы действительно обратился с запросом по Д-6 к Михаилу Касьянову. Но мы не скрываем информацию. Мы готовы предоставить необходимые документы. Проект прошел все положенные процедуры согласования, нам нечего скрывать».
Минная война
Однако история общественного обсуждения проекта Д-6, которое происходило в Калининграде в мае--июне прошлого года, говорит как раз об обратном. Экологи вообще считают, что слушания были сплошной имитацией. О них никто не предупреждал заранее, сроки обсуждения были сжаты до минимума, представителей «зеленых» туда не приглашали. «Из полутора сотен участников слушаний треть была сотрудниками компании ЛУКОЙЛ, а остальные просто слушали их доклады», -- рассказывает г-жа Королева.
Более того, компания ограничила доступ к материалам слушаний, объявив, что они содержат коммерческую и государственную тайны. Экологов, которые старались получить доступ к этим материалам и сделать их достоянием общественности, дружественные ЛУКОЙЛу журналисты сразу объявили чуть ли не пособниками иностранных разведок. Хотя известно, что информация, касающаяся экологической безопасности граждан, не может объявляться секретной.
Общественная экологическая экспертиза проекта, которую пытались назначить калининградские экологи, была, по их словам, сорвана при содействии местной администрации. Экологи обратились в суд, но ни одного иска пока не выиграли. Сейчас они пытаются объединиться с другими «зелеными», имеющими опыт войны с нефтяниками в других российских регионах -- на Сахалине, Байкале, Кавказе и в Сибири. Все вместе они намерены составить коллективный иск к правительству России. На юридическом языке такой иск называется иском в защиту чужого непротивоправного интереса: «зеленые» считают, что они защищают право калининградцев на безопасную окружающую среду. Иск будет массовым -- подаст его профессиональный адвокат от имени нескольких десятков природоохранных организаций и нескольких тысяч обычных граждан. Менее массовые иски, составленные в защиту чужого непротивоправного интереса, до сих пор успехом не увенчивались. Юристы ЛУКОЙЛа уверены, что и в этом случае шансов на успех у «зеленых» не будет: никакого реального ущерба проект Д-6 пока никому не нанес. А доказать в суде возможность такого ущерба в будущем будет сложно.
В компании вообще уверены, что большинство местных жителей в конечном итоге окажутся на стороне проекта. В конце концов, экологи -- люди сомнительные, только и заняты акциями протеста, которые к тому же поддерживает «Фонд гражданских свобод» Бориса Березовского -- известного врага всех благих начинаний отчизны. ЛУКОЙЛ же, в отличие от защитников природы, без конца пугающих народ разными апокалиптическими прогнозами, приносит в регион реальные деньги и создает реальные рабочие места. Помимо «сухопутных» скважин люди заняты на сети бензоколонок, которая густо покрывает область, в морском терминале в Ижевском, а также на заводе металлоконструкций, который, кстати, и строил Кравцовскую платформу.
Но чем ближе к месту событий, тем менее общительны сотрудники ЛУКОЙЛа. С жителями поселков на Куршской косе и Самбийском полуострове -- теми, кто будет жить в непосредственной близости от новой платформы, проект Д-6 по сути вообще не обсуждался. А во время последней акции «зеленых», которую они проводили на косе в середине сентября, автобус с приглашенными журналистами попытались было развернуть у самого въезда в заповедник. Единственное шоссе перекрыли и вывесили написанный от руки плакат: «С 13 до 19 часов проезд с 1-го по 9-й километр Куршской косы закрыт -- разминирование». Грозное эхо борьбы с терроризмом в местной администрации объяснили неприятной находкой, сделанной на пляже несколько дней назад: море якобы вынесло на берег 170-килограммовую авиационную бомбу времен Отечественной войны. Бомба, правда, потом исчезла в неизвестном направлении, но проезд на всякий случай закрыли. Хотя после уговоров и угроз прорваться в заминированный заповедник удалось, экологи остались в полной уверенности, что местные власти просто получили распоряжение не пропускать их на косу. Впрочем, с косы и не видно, как быстро растет из моря стальной каркас нефтяного будущего Калининграда.
|