Это заявление было сделано в понедельник перед американскими журналистами, и к этому времени президент уже наверняка был осведомлен о результатах работы Счетной палаты, подготовившей доклад об отношениях "Газпрома" и "Итеры". Аналогичное заключение сделал и бессменный газпромовский аудитор PricewaterhousCoopers. Как и предполагалось, оба отчета должны быть вынесены на обсуждение совета директоров во вторник. Но, как сообщил "Коммерсант", итоги работы аудиторов решили заслушать на ежегодном собрании акционеров 29 июня. И как раз на нем сделать оргвыводы и принять соответствующие кадровые решения в отношении менеджеров компании, которые будут признаны ответственными за все творившиеся безобразия.
Примерно так можно представить развитие событий после заявления президента Владимира Путина. Однако, как дела будут обстоять в действительности, известно очень узкому круг лиц, а у них могут быть свои соображения по поводу того, нужна ли кадровая революции в "Газпроме". Не исключено, что кто-то из них еще тешит себя надеждой, что люди, которые увели на сторону активы и деньги "Газпрома", вернут их на место и покаются в содеянном.
Как бы то ни было, заявление Путина должно послужить сигналом и Генпрокуратуре, которая старательно не замечала происходящего в "Газпроме", и надо думать, только и ждала, когда же из Кремля последует команда. Тем более Владимир Путин прямо сказал, что новый глава компании Александр Миллер сам не будет проводить никаких расследований. Не его это дело. Так что Генпрокуратуре и карты в руки. И вообще, Миллеру есть чем заняться - надо вводить в строй новые месторождения, так как добыча газа в России падает. А на это потребуются десятки миллиардов долларов инвестиций.
Надо сказать, что "Газпром" набрал уже кредитов выше крыши - более 9,5 миллиардов долларов. Сумма для компании критическая, поскольку сопоставима с ее сегодняшней капитализацией. Конечно, можно сказать, что рынок не объективен и "Газпром" должен стоить, по крайней мере, раз в десять больше. Но кто виноват в том, что это не так? Отчасти - государство, которое делает инвестиционную погоду в стране и которое позволяло газпромовским менеджерам уводить налево активы компании. И, конечно, - сами менеджеры, которые всячески стараются скрывать свои прегрешения, а на всякий случай и все остальное, что происходит в компании.
В итоге "Газпром" держит пальму первенства самой закрытой корпоративной структуры в России. Причем, до недавнего времени информация о том, как тратятся заемные средства, была закрыта не только для сторонних глаз, но и для акционеров, включая само государство. Идут ли деньги на дело - большой вопрос, поскольку, как уже было сказано, добыча газа падает. А ведь кроме как за счет продажи своей продукцию "Газпрому" гасить кредиты нечем.
Конечно, можно продать акции, но это - не самый блестящий выход, а, кроме того, их цена недостаточно велика, чтобы выручить за них приличные деньги. И снова приходится занимать, а новые заимствования при непогашенных старых делают их стоимость еще выше. В итоге у государства остается единственный выход в отношении "Газпрома" - начать наводить порядок в менеджменте компании, одновременно приступив к ее реструктуризации.
|