По официальной сводке министерства, в предпоследнюю неделю сентября в Западной Сибири случился аномальный рост урожайности пшеницы. Эту прибавку к урожаю аналитики оценивают примерно в 1 млн т зерна, а по статистическим данным Государственной хлебной инспекции, его просто не существует.
В прошлом сельхозгоду (начинается 1 июля) Россия собрала 86,5 млн т зерна. Прогнозы зерновых аналитиков и Минсельхоза на этот год колеблются в пределах 61 - 70 млн т. По данным центра "СовЭкон", переходящие запасы зерна составили 10 млн т, а внутренняя потребность России оценивается в 75 млн т.
Как заявил "Ведомостям" руководитель аналитического центра "СовЭкон" Андрей Сизов, за неделю с 16 по 23 сентября в Алтайском крае и Омской и Новосибирской областях был зафиксирован необычный рост урожайности зерна. По данным Минсельхоза, которые приводит Сизов, урожайность пшеницы в Алтайском крае выросла за неделю с 11,9 ц/га до 17,2 ц/га, в Омской области - с 8,5 ц/га до 22,2 ц/га, а средняя урожайность зерна в Новосибирской области - с 14,4 ц/га до 15,7 ц/га.
А по данным Госхлебинспекции, урожайность зерна в этих областях продолжает падать с начала сбора. Разница в оценках этих двух госструктур только по Алтайскому краю и Омской области составила больше 362 000 т пшеницы за неделю. "Если учесть, что урожайность, по оценке Минсельхоза, выросла непонятным образом еще в нескольких регионах, то получится около 1 млн т зерна, которые есть у Минсельхоза, но их нет у Госхлебинспекции", - говорит Сизов.
Директор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько также обратил внимание на непонятную статистику из Западной Сибири, но комментировать ее отказался. "Подобный рост неестественен, - подтверждает опасения коллег аналитик Unidell Group Владимир Петриченко. - За счет небольших приписок в урожайности на Алтае можно получить огромный объем несуществующего зерна".
В Минсельхозе вчера отказались прокомментировать "Ведомостям" неожиданный прирост урожайности в Сибири. А заместитель главного хлебного инспектора России Виктор Мальцев сообщил, что Госхлебинспекция получает данные в региональных статистических управлениях или управлениях по сельскому хозяйству.
В неофициальных беседах аналитики связывают статистический казус с желанием Минсельхоза получить в этом году заявленные министром Алексеем Гордеевым 70 млн т зерна. Хотя и эту цифру аналитики ставят под сомнение. "Из официальных данных Минсельхоза мы знаем, что урожайность в этом году снизилась на 14% , а площади посевов - на 12%. Значит, и собрать мы должны на 25% меньше прошлогодних 86,5 млн т - не более 65 млн т зерна", - говорит Сизов.
Он напоминает, что статистическая ошибка привела к кризису на Украине: их Минсельхоз объявил о сборе 40 млн т зерна, и трейдеры посчитали, что можно экспортировать около 12 млн т, а весной выяснилось, что чиновники ошиблись на 4 - 5 млн т и зерна в республике не хватает. Хлебный кризис сопровождался арестами чиновников и тотальной проверкой экспортных контрактов. По мнению Сизова, если окажется, что в Сибири не хватает 1 млн т пшеницы, то весной 2004 г. кризис случится и в России.
Другие аналитики менее категоричны. По словам Петриченко, наш рынок инертнее украинского. "Если Минсельхоз ошибется в прогнозе на 1 - 2 млн т или на бумаге будут числиться несуществующие 1 млн т пшеницы, это ничего не меняет, - говорит директор департамента маркетинга компании "Росхлебопродукт" Николай Демьянов. - Вот если не хватит 5 млн т, мы задумаемся о закупках в Казахстане". По мнению Петриченко и Рылько, от данных Минсельхоза зависит макроэкономическое регулирование отрасли, а зерновой бизнес строится на других факторах.
|