Редакции FLB удалось получить один из секретных документов, подготовленных для участников последнего совещания Совета безопасности РФ. Эта "справка" представляет собой точку зрения контрразведчиков из ФСБ на проблемы мусульманского сообщества в России в целом, и на Северном Кавказе - в частности. Акцент при этом ставится, естественно, на подрывную деятельность иностранных спецслужб. Документ, на наш взгляд, грешит типичными чекистскими штампами относительно вроде "негативной роли мощного сионистского лобби", но, тем не менее, он дает ясное представление о том, как президент Владимир Путин будет строить внешнюю политику с исламскими государствами.
Справка
Геополитические устремления исламских государств Ближнего и Среднего Востока в отношении мусульманских регионов России
В настоящее время повышенный интерес к мусульманским регионам Российской Федерации проявляет целый ряд исламских государств, степень реального воздействия которых на ход развития оперативной обстановки во многом зависит от их геополитического положения, финансово-экономических возможностей, этноконфессиональной близости с населением рассматриваемых регионов и других факторов. Наиболее активно пытаются втянуть мусульманские регионы России в сферу своих геостратегических интересов Турция, Саудовская Аравия, Иран и Пакистан.
Турция
Особое положение этого государства определяется целым комплексом исторических и геополитических факторов:
1. Турция - одно из немногих государств, которому удалось создать империю мирового масштаба используя имманентно неприсущий ей ислам, что одновременно явилось как первым известным случаем использования религии ислама в чисто политических целях, так и ярким примером его политизации.
2. Пантюркизм в настоящий момент приобретает особую значимость, поскольку обширное геополитическое пространство, ранее входившее в состав Османской Империи и являвшееся зоной распространения ислама тюркской направленности, в современный период оказалось идеологически свободным. Фактором, способствующим экспансии пантюркизма на мусульманские регионы России является и победа на последних выборах в Турции исламистов.
3. Резкое падение уровня жизни населения мусульманских регионов России привело к тому, что светская "турецкая" модель развития, являющаяся серьезным противовесом распространению влияния исламского фундаментализма и отвечающая стратегическим интересам США и стран Запада в регионе, выглядит для них наиболее привлекательной.
4. Значительное влияние Турции в регионе объясняется также языковой, этнической и в определенной степени исторической общностью с населением ряда мусульманских регионов России (прежде всего Татарстаном). Особого внимания заслуживают и усиленно укрепляемые связи с тюрками других регионов: гагаузами в Молдавии, крымскими, тюменскими, астраханскими, касимовскими татарами и др. Фактором, существенно облегчающим указанную деятельность, является и географическая близость Турции к рассматриваемым регионам.
В отношении религии у Турции и мусульманских республик России много общего: их население исповедует ислам суннитского толка, и все они развиваются (по крайней мере декларативно) по светскому пути.
Однако позиция, а соответственно и устремления Турции отличаются некоторой двойственностью, поскольку Турция как преследует собственные цели, так и служит проводником политики США в регионе, чем во многом обеспечивает свое привилегированное положение в структурах НАТО.
В целом можно выделить следующие цели, преследуемые Турцией в отношении Российской Федерации:
- экономическое и военное ослабление и расчленение России;
- воссоздание "Великого Турана", в состав которого должны войти часть территорий России, Украины, Азербайджана и др. или, по крайней мере, создание в Поволжье регионального объединения тюркских народов с центром в Казани под патронажем Турции;
- разжигание противоречий между Россией и мусульманским миром, попытки придать России статус основного противника ислама;
- ослабление позиций России на Черном море, завоевание там доминирующего военного положения, что в сочетании со стратегическим положением Турции (перекрывает проливы Гибралтар, Босфор и Дарданеллы) может практически превратить Черное море во внутренние воды Турции;
- ориентация возможно большего количества мусульманских регионов России на турецкую модель развития, что способствует привязыванию сравнительно слабо развитых мусульманских республик к экономике Турции и создает благоприятную почву для развития там ислама тюркской направленности;
- укрепление религиозных связей с мусульманскими регионами России, создание зависимости развития и существования местных исламских институтов от материальной помощи Турции и обеспечение таким образом мощнейшей идеологической поддержки своих интересов;
- развал промышленности России, с целью обеспечения рынка сбыта для низкокачественных и дешевых товаров турецкого производства;
- установление контроля над каспийскими нефтяными промыслами;
- затруднение деятельности руководства Курдской Рабочей партии, уже длительное время находящегося в России;
- получение доступа к современным военным технологиям, закупка ряда систем вооружения российского производства.
Для осуществления указанных целей МИТ Турции широко опирается на местные объединения религиозно-националистической направленности (Союз татарской молодежи "Азатлык", Татарский общественный центр, Партия независимости "Иттифак", Башкирский национальный конгресс, Башкирский народный центр "Урал", Народная партия Башкортостана, Чувашский национальный конгресс, "Фонд тюркологических исследований" и др).
Однако отмечены случаи использования государственных учреждений - Турецкого корпуса мира, Турецкого агентства по международному сотрудничеству и развитию и др.
В Казани готовится открытие Генконсульства Турции, что создает базу для функционирования там разведточки МИТ. Одним из результатов подобной деятельности является принятие курултаем (съездом) тюркоязычных государств решения о сближении и объединении тюркских народов на этнической основе и использовании ими турецкого языка.
Предпринимаются шаги по интенсификации экономического сотрудничества, для чего осуществляется подготовка специалистов для различных областей экономики, причем предполагается навязать модель развития, ориентированную на турецкий рынок.
Саудовская Аравия
Является основным соперником Турции в попытках добиться приоритетного положения в рассматриваемых регионах.
В отличие от Турции, КСА в своей деятельности широко использует каналы различных влиятельных международных и саудовских мусульманских организаций: ОИК, "Организация международного исламского спасения" (МИОС), "Всемирная исламская лига" (ВИЛ), Лига исламских государств, Организация исламских городов,"Аль-Игаса", "Аль-Ибрагим", "SAAR Foundation", "Тайба". Активно способствует созданию на территории мусульманских регионов России филиалов указанных организаций с целью распространения идей ваххабизма, привлечения на свою сторону максимально возможного количества верующих, а также компрометации местных действующих религиозных авторитетов и продвижения на их посты своих ставленников. В этом плане заслуживают внимания попытки создания религиозных обществ "Байт-Аллах" и "Сура" в качестве альтернативы ДУМЕС. Деятельность этих и ряда других организаций координируется Службой общей разведки.
Заслуживают внимания и попытки продвижения лидеров подконтрольных СОР мусульманских религиозных организаций в органы государственной власти и управления Российской Федерации, создания просаудовского лобби. Например, движения "Нур" и Союз мусульман России пытались выставить своих кандидатов на выборах в Госдуму 1995 года.
Эффективно используется и канал паломничества, причем особое внимание уделяется паломникам из мусульманских регионов России и республик СНГ, поток которых существенно увеличился за последние несколько лет.
Осуществляется целевое финансирование строительства религиозных и культурных исламских центров, духовных учебных заведений, оплачивается обучение местной молодежи в теологических учебных заведениях Саудовской Аравии, где осуществляется ее соответствующая обработка и изучение. Создан ряд духовных учебных заведений на территории мусульманских регионов России, например, "Мухаммадия" в Казани.
Предпринимаются попытки добиться вступления мусульманских автономий в международные исламские структуры (Организация исламской конференции, Исламский банк развития и др), устанавливаются деловые связи в режиме наибольшего благоприятствования.
Заслуживает внимания и укрепление позиций Всемирной организации спасения ислама "Аль-Кавсар", ставящей целью создание на территории Поволжья и Урала независимого государства Арабстан, ориентированного на КСА.
В ряде случаев спецслужбы Саудовской Аравии используют организационные структуры исламских экстремистских организаций, действующих в других странах - марокканские "Аль-Адль Уаль-Исхан", "Аш-Шабиба Аль-Исламия" и др., оказывая при этом существенную материальную помощь последним.
Заслуживает внимания и помощь, оказываемая Саудовской Аравией различного рода экстремистским организациям, включая чеченских сепаратистов. Причем упор в данном случае делается прежде всего не на расчленении России, а на как можно более широкое распространение идей ваххабизма. Именно этим объясняется существенный рост количества последователей этого течения ислама в "горячих точках", прежде всего в Чечне.
Иран
Усилению турецкого и саудовского влияния противостоит Иран, который, пользуясь территориальной близостью к Восточному Кавказу и Средней Азии, пытается переориентировать республики региона на себя.
Иран, как и Турция, использует тезис об общности истории, культуры и религии. Правда, мусульмане Ирана исповедуют ислам шиитского толка, однако руководители ИРИ никогда не подчеркивали различий между двумя внутриконфессиональными направлениями, а наоборот, всегда концентрировали внимание на самом главном - вере в Аллаха и единстве всех исповедующих ислам.
Для достижения своих целей в регионе ИРИ также широко используется этническая близость населения приграничных районов Ирана с жителями южных республик СНГ и России (речь прежде всего идет об азербайджанцах, курдах и др.), а также языковая общность с населением Таджикистана.
Руководством ИРИ преследуется цель укрепления международных позиций Ирана путем приобретения рычагов влияния везде, где присутствует исламский фактор.
Установки на расчленение или чрезмерное ослабление России во внешнеполитической деятельности ИРИ не прослеживается. Напротив, Иран заинтересован в существовании Российской Федерации как противовеса деятельности Турции в регионе.
Основные цели и задачи:
- расширение своего влияния на Азербайджан, использование его территории для транзита фальшивой валюты и наркотиков в Россию и далее на Запад; возможное расчленение, а затем присоединение части Азербайджана;
- переориентация мусульманских регионов России и бывшего СССР на исламский путь развития;
- завоевание доминирующего положения на Каспии, объединение прикаспийских мусульманских республик в исламский союз под своей эгидой;
- экономическое доминирование в регионе: контроль прикаспийских нефтяных промыслов и добычи осетровых рыб, мировая монополия на производство черной икры;
- усиление роли исламской усулии в регионе, стремление к обретению позиций лидера возрождения ислама фундаменталистской направленности;
- обострение отношений России с Турцией и США;
- стремление к приобретению вооружения российского производства, получению доступа к ядерным технологиям;
- попытки подпольного приобретения компонентов ядерного оружия и средств его доставки.
Пакистан
По сравнению с Турцией, КСА и Ираном располагает меньшими возможностями воздействия на ход событий в регионе, в основном из-за отсутствия средств. Однако на территории Пакистана долгое время находилось правительство афганских моджахедов в изгнании и проживало большое количество афганских беженцев, являющихся сейчас проводниками пропакистанской политики. Особенно возросло влияние Пакистана после перехода власти в Кабуле к моджахедам. Наглядным примером этого является ситуация в Таджикистане, оказывающая значительное влияние на развитие событий в мусульманских регионах России.
Еще более упрочились позиции Пакистана после возникновения движения Талибан, базы которого находятся на территории этой страны. Удерживаемые в плену пилоты (граждане России) являются дополнительным фактором воздействия.
Ограниченность средств руководства Пакистана во многом обуславливает его зависимость от США (вооружение, помощь в подготовке кадров) и Саудовской Аравии (финансовая поддержка). Поэтому, в ряде случаев Пакистан выступает проводником интересов этих государств в регионе.
Заметно активизировалась деятельность пакистанских исламистов под влиянием событий в Чечне. Так, руководством фундаменталистской партии "Джамаат-е-ислами" принято решение о выделениии в обход Масхадова существенной помощи непосредственно полевым командирам, готовым продолжать боевые действия. Обращает на себя внимание и создание новых исламских организаций экстремистской направленности - "Халифа".
На территории Пакистана также располагаются лагеря для подготовки боевиков, значительное количество оружия и муджахедов-наемников попадает в "горячие точки" Европы через территорию этой страны.
В целом в деятельности спецслужб этого государства прослеживается нацеленность на решение следующих геополитических задач:
- усиление влияния религии ислама, прежде всего политизированного, на территории возможно большего количества регионов как мусульманских, так и немусульманских;
- поддержка исламского экстремизма с целью провоцирования России на активные меры, возможно военного характера, и таким образом резкого обострения отношений РФ с мусульманским миром;
- общая дестабилизация обстановки в регионе;
- превращение Таджикистана в государство исламского фундаментализма экстремистской направленности и использование его территории для дальнейшей экспансии ислама на Запад, прежде всего в Россию;
- использование территории Таджикистана для транзита наркотиков, оружия и средств диверсионной деятельности в страны Западной Европы;
- приобретению компонентов ядерного оружия и ядерных технологий;
- частичное осуществление геополитических интересов США и Саудовской Аравии.
Отдельно следует остановиться и на роли США в регионе. По мнению ряда экспертов, Соединенные Штаты считают исламский фундаментализм одним из своих основных врагов. ЦРУ и Государственный департамент США ведут с ним все более жесткую борьбу, поскольку США добиваются беспрепятственного доступа к запасам нефти на Аравийском полуострове и в Персидском заливе.
В свою очередь, представители политического ислама используют аргумент о необходимости борьбы с Израилем, захватившем у мусульман всего мира святыню - Иерусалим. Гарантом существования Израиля остаются США, где в правительстве и Конгрессе сложилось мощное сионистское лобби, не говоря о том, что значительная часть финансов США контролируется этническими евреями. Поэтому острие борьбы исламского фундаментализма против Израиля все чаще нацеливается на США. С осознанием правительством США этого факта следует связывать и недавний прогресс на палестино-израильских переговорах.
Проводниками политики США в отношении мусульманских регионов России являются Турция, Пакистан, а в ряде случаев и Саудовская Аравия Турция является членом НАТО и во многом зависит от США в военно политической области, спецслужбы Турции используются ЦРУ для осуществления различных разведывательно-подрывных мероприятий в отношении России.
Саудовская Аравия, одна из самых богатых и влиятельных стран региона, находится в существенной зависимости от США после кризиса в Персидском заливе, поскольку ее правящие круги во многом связывают свою безопасность с военным присутствием Соединенных Штатов. Отсюда очевидно, что внешнеполитический курс Саудовской Аравии , в том числе и в отношении России, будет вырабатываться с учетом интересов США.
Что касается Пакистана, то это государство уже на протяжении ряда лет получает существенную помощь от Соединенных Штатов как на официальном, так и на неофициальном уровне. Вооруженные силы Пакистана оснащены американской техникой и обучаются американскими инструкторами, спецслужбы работают в тесном контакте с ЦРУ.
Поэтому при анализе внешнеполитического курса этих государств в отношении Росси следует прежде всего иметь в виду интересы США в регионе.
В целом очевидно, что после ухода советских войск из Афганистана США пытаются убедить Россию в том, что на ее границы наступает исламский фундаментализм, преследуя этим три цели:
- дестабилизация положения в России и ее ослабление;
- раскол РФ по этноконфессиональному признаку;
- ухудшение отношений России с мусульманскими странами, придание ей статуса "основного противника ислама".
Как показывает анализ, общая цель стран Ближнего Востока в отношении мусульманских регионов России состоит в том, чтобы вбить клин между ними и РФ, а в ряде случаев и добиться их полной дезинтеграции последней.
Заслуживают внимания и специфика форм и методов деятельности, используемых каждой из указанных стран. Так, для Саудовской Аравии характерна ставка на реализацию своих геополитических интересов за счет практически неограниченной материальной помощи, оказываемой как непосредственно, так и через третьи страны и организации, в силу чего она не обладает такими позициями в существующих исламских структурах, как Турция, и в настоящий момент способна оказывать гораздо меньшее влияние на развитие событий в регионе, а на отдельных направлениях уступает даже Ирану. Наглядной иллюстрацией этого является постепенное вытеснение саудовских эмиссаров из Азербайджана и Таджикистана проирански настроенными исламскими фундаменталистами - шиитами.
Однако долговременные программы (интенсивная теологическая подготовка молодежи, финансирование строительства мечетей и деятельности самых различных исламских структур и морганизаций, внедрение идей ваххабизма в сознание верующих и др.) будут способствовать существенному укреплению позиций КСА в будущем. Этому же способствуют и создаваемые на перспективу позиции влияния в государственных и религиозных структурах. Акцент делается на деятельность с легальных позиций, через третьи страны или организации, иногда под чужим флагом.
Турция же концентрирует свои основные усилия на направлениях, способных принести быстрый результат, причем предпочтение отдается тем программам, которые способны принести также и существенную экономическую выгоду. Акцент делается на агентурной работе и сборе развединформации.
В целях обеспечения своих геополитических приоритетов в борьбе за сферы влияния эти страны и их спецслужбы наращивают усилия по проникновению в регионы традиционного распространения ислама, вступая при этом в конфликт между собой, поскольку, например, пантюркистской идее создания "Великого Турана" противостоят планы Ирана, Саудовской Аравии и Пакистана.
Иран и Пакистан стремятся к получению доступа к ядерной технологии, используют территорию России для транзита наркотиков, фальшивой валюты (прежде всего долларов США) и вооружения на Запад. Очевидно, что подобные устремления в корне противоречат Стратегии национальной безопасности США, которые задействуют все имеющиеся у них позиции для недопущения обретения мусульманскими странами ядерного статуса и предотвращения проникновения потока фальшивых долларов и наркотических веществ на свои рынки.
Данное столкновение интересов предоставляет органам ФСБ реальную возможность направлять основные усилия спецслужб рассматриваемых государств друг против друга, отвлекая силы и средства от деятельности в ущерб интересам России, позволяет с большей эффективностью задачи по обеспечению государственной безопасности страны.
|