В былые времена иерархию высшей власти определяли по тому, кто и в каком порядке по отношению к генсеку ЦК КПСС стоял на трибуне Мавзолея. Или по тому, кто нес гроб с телом покойного вождя. Сегодня политический вес чиновника выявляется на торжественных приемах в Кремле. Этого пригласили, значит, он в обойме или на скамейке запасных. Про этого забыли, и не исключено, что мы сможем увидеть его совсем на другой скамье.
В течение последних лет на приемах царствовали березовские и гусинские. Они были в центре внимания, к ним тянулись депутаты, "творческая интеллигенция". Последний кремлевский прием в честь Дня России показал, что центр власти переместился из олигархических штабов в администрацию президента. Плотность толпящихся около главы администрации А. Волошина заметно превосходила даже окружение М. Касьянова или его министров. "Равноудаленные" банкиры держались скромно, поняв на примере "потерпевших", что нынешняя власть не любит, когда ей диктуют условия. Довольно уверенно выглядел председатель Центрального банка В. Геращенко. Тише стал лидер ЛДПР В. Жириновский, любивший в былые времена прийти на прием с ящиком водки собственного имени.
Накануне президент В. Путин вручал государственные награды деятелям культуры, в том числе и тем, которые раньше считались диссидентами. Большим вниманием на приеме пользовался писатель В. Войнович, еще недавно бывший костью в горле у власти, а теперь тоже получивший госпремию. Государство становится умнее и не хочет ссориться с интеллигенцией.
Впрочем, остаются и "диссонансы". Крайне искусственно и неуместно звучат "президентские фанфары" при появлении В. Путина. Эту традицию, правда, ввел не он, а Б. Ельцин, питавший слабость к царским ритуалам. Но ведь государственный протокол, сшитый "под Ельцина", можно сделать менее помпезным.
Участников приема удивляет и деление гостей на категории - "умытых", "чистых" и "особо чистых". "Умытые" толпились в Георгиевском зале. "Чистых" пропустили в Александровский зал, где народу поменьше. А "особо чистых" просеивали в Андреевский зал, где они имели привилегию закусывать в обществе президента. Возможно, это связано с соображениями безопасности. Но я специально перечитал те страницы "Войны и мира", где описывается бал с участием императора Александра I, там зала VIP не было.
|