В среду стали известны детали скандала, который может привести к развалу системы дорожных работ на крупнейшей столичной автодороге, - после состоявшегося 5 сентября закрытого конкурса на право уборки МКАД единственная структура, до сих пор обладавшая этим правом, не сможет чистить обочины и убирать снег зимой. Отныне "сферы влияния" на кольцевой дороге поделены на четыре части, и заниматься работами там будут малоизвестные коммерческие структуры.
До недавнего времени в столице существовала единая система федеральных дорожных работ - ремонтом и обслуживанием всех трасс занимался ГУП "Доринвест" при помощи нескольких десятков фирм, в аренду которым сдавалась спецтехника и мастерские. В 2002 году часть работ (а следовательно, и бюджетных заказов) на обслуживание дорог была передана специально созданной фирме - ГУП "Кольцевые магистрали". Теперь именно это госпредприятие обязано следить за состоянием Третьего транспортного кольца и Московской окружной дороги и выступать заказчиком всех работ там.
На днях естественного дорожного монополиста Москвы - "Доринвест" - еще сильнее урезали в правах. Дочернее предприятие "Доринвеста" - ДГУП "Служба эксплуатации МКАД" - решением городской конкурсной комиссии лишена права работать на магистрали.
- Зачем надо было объявлять конкурс на уборку МКАД, непонятно, - сообщил "Известиям" источник в "Доринвесте". - Поскольку МКАД считают дорожники, конкурс был закрытым. Всю кольцевую решением руководства департамента жилищно-коммунального хозяйства разделили на четыре лота и выставили на торги. По двум участкам претендентов пока не нашлось, а северную и западную части магистрали поручили обслуживать небольшой частной фирме ЗАО "Инженерный центр К".
По мнению дорожников, сейчас под угрозу поставлена безопасность Москвы - как справится с уборкой скоростной магистрали фирма, не имеющая опыта подобных работ, можно выяснить только экспериментально. "Служба эксплуатации МКАД" (СЭМ) до сих пор работала почти без проблем, если не считать нескольких аварий, случившихся прошлой зимой на МКАД после сильных снегопадов. Рабочие, которые пользуются новейшей техникой, закупленной правительством Москвы в Германии, за последние несколько лет научились полностью очищать кольцо от снега за час. Для этого у СЭМ есть все необходимое - от мощных скоростных "Унимогов" до новейших систем слежения за погодой (дорожники пользуются прогнозами городских синоптиков, сводками интернет-порталов и заключают контракты с подмосковными силами ПВО для точечного прогноза по отдельным участкам).
- Можно только предполагать, что случится, если завтра на нашу базу придут частные арендаторы, - сокрушается главный специалист СЭМ Валерий Степанов. - Во-первых, неизвестно, что станет с нашими сотрудниками. Их здесь работает 700 человек, и почти все они москвичи. Средняя зарплата у нас - 10-12 тысяч рублей, а иногородних мы стараемся не брать. У нас даже бригадиры проходят контроль ФСО и прочих спецслужб на предмет благонадежности. МКАД все-таки спецтрасса. Можно предположить, что новые владельцы ради бизнеса увеличат нагрузку на людей и технику. Люди могут уволиться, а чтобы обучить операторов нашей техники, требуется минимум два года.
За свою технику опасается и "Доринвест" (хотя коммерчески этой дорожной фирме без разницы, кому сдавать в аренду городские снегоуборочные "Мерседесы" и грейдеры). Единая схема техобслуживания и снабжения запчастями машин, работающих на МКАД, может рухнуть. К тому же коммерсанты ради прибыли наверняка пойдут на "оптимизацию" работ, которая выработает шестилетний ресурс машин гораздо быстрее.
Сами рабочие пока не верят в смену владельцев. На базе "Северная" они красят ковши своих комбайнов, ремонтируют двигатели и ждут зимы, когда их материальное благополучие будет полностью зависеть от количества выпавшего на Москву снега.
- Я, наверное, увольняться не буду, - говорит Сергей Аркадьевич, проработавший на базе 15 лет. - Если, конечно, смены не поменяют. Некоторые фирмы теперь завели график работы механиков сутки через сутки. Такого долго никто не выдержит, даже приезжие.
Сейчас "Служба эксплуатации МКАД", которая даже не смогла поучаствовать в секретном дележе уборочных денег (на очистку МКАД в прошлом году из бюджета Москвы было выделено около 600 млн руб.), готовится к судебным искам. До зимы государственным дорожникам надо успеть оспорить результаты незаконного, по их мнению, конкурса - иначе убирать кольцевую от снега будет просто некому. Единственное, что пообещали руководители СЭМ, - не устраивать громких акций протеста с перегораживанием важнейшей столичной магистрали уборочной техникой. Впрочем, по заснеженному и забитому грязью шоссе проехать и так будет сложно.
|