1. Летнее наступление
В течение лета 2003 года политическая активность так называемой "группы С.Пугачева-И.Сечина-В.Иванова" (далее - Группа) перешла на качественно новый уровень. От осуществления отдельных операций преимущественно в экономической сфере, Группа перешла к активным действиям по "переустройству" российской экономики и политики, включая президентский уровень.
Экономический базис группы, первоначально включавший Межпромбанк, Роснефть и, отчасти, Газпром, начал быстро укрепляться за счет втягивания в орбиту Группы представителей среднего бизнеса в транспортном, банковском, нефтяном, угольном и других секторах экономики. Возникновение нового "центра силы", оппозиционного "олигархам" объективно привело к консолидации вокруг него значительной группы "обиженных" предпринимателей из числа наиболее политически активного среднего бизнеса.
Продолжил расширяться и круг сторонников Группы. К традиционно поддерживавшим группу В.Устинову Г.Букаеву, Ю.Заостровцеву, начали "подтягиваться" П.Бородин и другие. Группе удалось более активнее чем раньше использовать поддержку руководства РПЦ и силовых структур, включая ФСБ. Создается миф о тождестве Группы - и руководства силовых структур от МВД и армии до ФСБ и Прокуратуры. Очевидно, что такого тождества нет, а сделана заявка на политический контроль.
Политически, Группе удалось активно вмешаться в ход подготовки к избирательной кампании 2003 года, в том числе за счет выдвижения "своих" политических структур ("Народная партия"), стать ключевым игроком в ряде наиболее важных региональных избирательных кампаний (Башкирия, Чечня, Москва), во многом изменить расстановку сил в бизнес-элите (разоблачение "заговора олигархов" и "дело ЮКОСа").
Идеологическим манифестом Группы стал доклад о "заговоре олигархов" (С.Белковский, И.Дискин). Базовая идея С.Пугачева о построении государственно-ориентированного капитализма на базе переработанной и упрощенной для массового потребления православной идеологии, дополнилась более актуальным для 2003 года революционным призывом к смене всех элит - в экономике, региональной и федеральной политике.
Следует отметить, что все серьезные перемены, произошедшие в российском политическом ландшафте в течение лета и всей первой половины 2003 года, связаны с началом широкомасштабного наступления, предпринятого Группой. В результате, к концу лета 2003 года Группа превратилась в одного из ключевых игроков российского политики, действующего агрессивно, как в бизнесе, так и в политике, и пытающегося по-своему отредактировать Конституцию и политический курс Президента.
2. Цели и задачи
Очевидно, что основной задачей политической Группы является существенная коррекция политического и экономического курса развития страны, осуществляемого Президентом и Правительством. Эта коррекция связана:
Во-первых: с формированием нового типа бизнеса, заданного "делом ЮКОСа": полностью лояльного новым хозяевам, определяющим кадровую и экономическую политику. Неповиновение будет подавляться за счет силового воздействия. Сам бизнес может оставаться частным, но роль государства в управлении им должна быть высокой.
Во-вторых: с созданием сильных государственных монополий или холдингов с государственным участием в большинстве привлекательных секторов экономики.
В-третьих: с решением задачи роста экономики через перераспределение ресурсов и собственности в топливно-сырьевом и других секторах секторе экономики, введением "ресурсной ренты", созданием государственных монополий (в том числе возврате госмонополии на выпуск вино-водочной продукции) и ужесточением контроля за функционированием бизнеса.
В-четвертых: с резким усилением силового компонента власти, превращением "силовиков" в главную и, по сути, единственную опору Президента. Активизацией силового вмешательства в политику, начиная от выборов всех ровней и заканчивая контролем частной жизни.
В-пятых: с формированием новой "лево-популисткой" идеологической платформы власти, опирающейся на упрощенное и превращенное в идеологию православие, ориентацию на "массы бюджетников" и антиолигархически настроенный средний и малый бизнес. Образец такой идеологии просматривается в программах ряда политических партий, поддержанных группой, в первую очередь - Народной партии.
Внутренний мотив необходимости такой коррекции государственной политики, на которой настаивает Группа, заключается в представлении ее лидеров о слабости Президента. "Слабость" Путина, его "непоследовательность", "недостаточная решительность", постепенное "превращение в Горбачева" - постоянно повторяемый рефрен в публичных выступлениях идеологических сторонников Группы. В первую очередь за слабость выдается мифическое нежелание Президента "порвать с Семьей", отказаться от "связей с олигархами" и "дать свобод национальному бизнесу", под чем обычно понимаются собственные коммерческие связи и интересы Группы.
Очевидно, что если Президент будет и далее уклоняться от поддержки действий Группы в отношении пересмотра экономических и политических ориентиров, тема "слабости Путина" и его личных связей с "Семьей" и олигархами может превратиться в стержень PR кампании Группы.
3. Угрозы власти
Реализация Группой ее целей и задач в ходе политического наступления летом 2003 превращает ее в системного оппонента действующей власти и Президенту. Действия Группы по силовому "выталкиванию" из бизнеса конкурентов, объявляемых "олигархами", а по сути - передел крупного бизнеса, наряду с попытками оседлать избирательный процесс и начать контролировать власть в регионах под флагом "укрепления слабого Президента" выводят действия Группы за грань приемлемой борьбы мнений. Речь идет о формировании параллельного центра власти с перетеканием к нему части полномочий и государственных функций, с последующим превращением данного центра в основной. Коррекция политики Президента имеет продолжением классический вариант "ползучего переворота".
В этой связи для власти формируются несколько зон угроз:
Первая, реализующаяся в полной мере уже сейчас, заключается в нарастании хаоса в политической организации общества. Рост конфликта внутри верхушки власти, раскол Администрации Президента на два лагеря приводит к разбалансированию процессов согласования и появлению большой группы структур, играющих на противоречиях во власти в интересах личной выгоды. Эта тенденция отчетливо заметна практически на всех значимых региональных выборах, в первую очередь в Санкт-Петербурге, Чеченской республике, Башкирии, Москве. На федеральных выборах в Государственную Думу она выражается в стремлении затруднить, и по возможности обрушить избирательную стратегию партии "Единая Россия". Повсюду в регионах ощутима тенденция к активизации кадров и структур прокуратуры для вмешательству в споры экономических субъектов, вынуждаемых обращаться за "силовой поддержкой" к Группе.
Вторая заключается в нарастании тенденций передела собственности в пользу участников и сторонников Группы, прикрывающихся флагом государственных интересов. Фактически, на место разрушенной олигархической системы приходит новая "силовая" олигархия, состоящая из членов Группы и их ставленников, ориентированная на использование государственных рычагов и административного ресурса для достижения своих целей. Реализация такого передела в пользу "новых олигархов" приведет к повторению в худшем виде олигархической системы, в итоге окажет разрушительное воздействие на государственные кадры, поведет к сворачиванию темпов экономического роста.
Третья заключается в постепенной трансформации роли Президента. Возникающий в ходе реализации стратегии Группы силовой механизм передела собственности будет нуждаться в постоянной поддержке Президента, посягая на его ресурс доверия и поддержки масс. Таким образом, Президент утратит свободу маневра и станет заложником политики Группы, не только в части устранения ее конкурентов, но и практически по всем другим вопросам, от смены региональных элит до незаконного использования силовых структур в политических целях.
Четвертая, носящая перспективный характер, связана с политическим эхом кампании в широких кругах малого и среднего бизнеса, стимулируемого заказной пропагандой Группы на примерах "дела ЮКОСа" к обвальному пересмотру распределения имуществ в свою пользу. Речь идет попросту о возбуждении части среднего класса России к классовому противопоставлению другим группам, к ревизии института собственности. Определенная политическая незрелость российского среднего бизнеса зачастую толкает его в сторону поддержки радикальных политических сил, в первую очередь - национал-экстремистов. Очевидно, что Группа, основной целью участников которой является превращение в новых олигархов-поводырей Президента, не в состоянии будет справиться с разбуженной ею антисистемной энергией. Однако, будет стремиться ее использовать в "антиолигархической" борьбе. Это приведет к нарастанию крайних позиций в политике накануне президентских выборов, возникновению лозунгов "коренной реформы государства" на экстремистский, неконституционный манер.
4. Выводы
В конце лета 2003 года действующая власть столкнулась с новой системной оппозицией, фактически создавшей параллельный центр власти и пытающейся провести коррекцию курса Президента изнутри, опираясь на поддержку части силовых структур государства под флагом поддержки и усиления "слабого" Президента. Основной целью новой системной оппозиции является проведение передела собственности в свою пользу и осуществление массовой смены элит на федеральном и региональном уровнях. Дополнительной целью является формирование новой государственной идеологии, которая могла бы помогать "новой олигархии" удерживать власть. Роль Президента в случае успеха данной стратегии будет сведена к вынужденной поддержке действий "новой олигархии", заложником которой он оказывается.
Предельно опасны и попытки Группы сделать Генеральную прокуратуру участницей политических игр. При недостаточности ресурса нового "кремлевского меньшинства" для получения поддержки в стране, в результате ее "атаки на капитал" можно прогнозировать нарастание раскола в обществе, вызванного переделом имуществ и разрушением политического баланса. Это - прямая дискредитация власти, ее демократической конституционной легитимности.
При успехе Группы, под угрозой окажется весь прежде заявленный в Послании Президента к Федеральному собранию курс - выдвинутая В.Путиным программа роста ВВП и, на его основе, преодоления нищеты и укрепления единства и безопасности России; вся вообще линия на мирную консолидацию общества. Страна снова вернется ко времени нестабильности, которым был отмечен конец 90-х годов.
Нельзя не отметить главного внутреннего противоречия Группы, склеенной из двух противоположных идеологических позиций: государственно-бюрократической - и коммерциализированной, корыстно-частной. Именно попытка смешать эти несовместимые мотивировки (идущая, вполне вероятно, от финансовых спонсоров Группы) и привела к описанным политическим извращениям. В отношении спектра своих обычных рабочих задач И.Сечин, как куратор документооборота и канцелярии Президента, и В.Иванов, как куратор кадровой политики, всегда отстаивали кадровую прозрачность команды В.Путина и решений Администрации, отсеивая сомнительные кадровые предложения и лоббистские бумаги. Перерождение Группы и состояло в том, что, начав формироваться В.Ивановым и И.Сечиным как структура обеспечения команды Президента, она в дальнейшем вышла за рамки компетенции и этики государственной службы. Попав под контроль финансовых спекулянтов, Группа превратилась в приватизированную бизнесом Пугачева-Веремеенко-Богданчикова, управляемую извне часть вертикали власти. В Администрации Президента тем самым возникло окно перехвата рычагов государственного управления, расширяющаяся зона новых олигархических амбиций, удобная для авантюристов, прикрывающихся именем Президента.
В этом смысле, простым выходом из сложившейся ситуации кажется возвращение ответственных сотрудников Администрации к выполнению своих прямых обязанностей, при дистанцировании от сомнительных связей и олигархического прожектерства.
Комментарии:
СТАНИСЛАВ БЕЛКОВСКИЙ: ГРУППА ИВАНОВА-СЕЧИНА - ЭТО МИФ
- Господин Белковский, как вы прокомментируете опубликованную Глебом Павловским аналитическую записку о "ползучем перевороте", в котором вы играете непосредственную роль?
- Во-первых, господин Павловский хорошо знает, что пресловутая группа Пугачева-Сечина-Иванова является мифом. Его позицию я связываю с определенным элементом ангажированности, который всегда присущ этому выдающемуся политологу. В данном случае, насколько мне известно, он обслуживает интересы некоторых крупных корпораций, с которыми были связаны события последних дней, в том числе и с ЮКОСом. Поэтому в его позиции нет ничего удивительного. Она последовательна. Он не первый раз высказывает эту точку зрения. Другой вопрос, что для элит эта точка зрения мало репрезентативна. Для круга информированных людей понятно, что это не более чем определенная мифологема, которую им подносят в виде информации. Для народа это тоже значения не имеет, но по другой причине - борьба элит и разборки вокруг олигархов народу глубоко чужды и противны.
- Почему, на ваш взгляд, эта аналитическая записка появилась именно сейчас?
- Павловский неоднократно делал подобные заявления и ранее. На протяжении ряда лет он создавал себе репутацию человека, который привел Путина к власти. Сейчас, видимо, он срочно нуждается в том, чтобы реанимировать этот имидж, особенно на фоне раздачи предвыборных заказов.
- Допускаете ли вы, что выступление Павловского инициировано представителями "гражданского" крыла администрации президента?
- Возможно, это действительно так. Хотя думаю, что в данном случае говорить о противостоянии людей "гражданских" и людей в погонах не очень корректно. Скорее этот водораздел проходит в зоне экономических и политических интересов. Александр Волошин и Владислав Сурков были бы рады избавиться от упомянутых Сечина-Иванова. Но они никогда не будут декларировать эту свою позицию публично, поскольку она может трактоваться как вынос сора из избы. Для таких вещей и могут сгодиться люди типа Павловского. Хотя в данном случае я скорее склонен считать это проявлением его собственной рекламной кампании и напоминанием о том, что Глеб Олегович все еще является демиургом, от которого в Кремле что-то зависит.
ГЛЕБ ПАВЛОВСКИЙ: "ВОЗНИКЛА НЕЛОЯЛЬНОСТЬ К ПРОЕКТАМ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ АДМИНИСТРАЦИИ"
- Господин Павловский, кому адресована эта служебная записка?
- Руководству администрации президента.
- Вы действуете в данном случае как советник Александра Волошина?
- Я действую в данном случае как советник, который обязан в рамках политического планирования отслеживать значимые тенденции и угрозы и формулировать их возможные последствия.
- Вы предварительно информировали ваших коллег из администрации о данной проблеме?
- Разумеется, потому что эта проблема возникла не на прошлой неделе, а существовала уже довольно давно и превратилась в опасную тенденцию. Проблема в том, что в администрации президента, фактически центральном органе выработки решений, существуют разные подходы и разные позиции, в том числе разные толкования тех или иных элементов курса президента Путина. Они существовали всегда, это нормальные, здоровые обстоятельства, но, разумеется, эти различия должны существовать в рамках определенного, общего курса. То есть они не могут выходить за его пределы настолько, чтобы предлагать фактически другой курс. Президент неоднократно излагал все принципиальные моменты этого курса. Сумма отклонений от этого курса превысила допустимую в деятельности группы ответственных сотрудников администрации, которых я называл, и в частности в отношении их связи с бизнес-группами за пределами администрации. Конечно, крупный бизнес имеет право тоже высказывать какие-то свои оценки. В том числе господин Пугачев или господин Богданчиков могут иметь какие-то свои взгляды, которые должны доводить до администрации президента. Но пересматриваются основные элементы курса президента - в основе своей демократического, ориентированного на развитие гражданского общества и общественных институтов, укрепление национального единства и консолидации общественных сил. Эта группа работает на деконсолидацию. И я неоднократно говорил об этом раньше и в этой записке собрал вместе свою итоговую оценку.
- Из вашего доклада следует, что в этой группе ключевую роль играют бизнес-структуры и именно от них исходит инициатива?
- Да, это мое предположение, это моя гипотеза. Я, естественно, со свечкой в кабинетах не стоял. Но такие сильные и в профессиональном отношении выдержанные люди, как Игорь Сечин и Виктор Иванов, могут выступать как образец должностной этики. Поэтому они вряд ли самостоятельно стали бы генерировать какие-то отличные от курса президента идеологические позиции. На мой взгляд, произошла потеря дистанцирования данных чиновников от определенных бизнес-групп.
- Почему именно сейчас вы решили выступить?
- Потому что, на мой взгляд, эта опасность выросла с началом думской избирательной кампании, внутри которой всегда формулируются задачи, какие-то элементы президентской кампании. Возникла реальная, наглядная угроза нелояльности к основным политическим проектам администрации президента, которые ведут к дезориентации их участников и взаимной недопустимой конкурентной игре. Потом, с моей точки зрения, эта группа сама вышла в публичное поле, что само по себе плохо, вынесла вопрос в публичное поле, действуя, правда, чужими руками, занимаясь размещением материалов в региональной прессе - материалов такого левопопулистского характера, разжигающих классовую рознь в стране и разрушающих консолидацию.
|