Кремлю уже почти ничто не мешает отдать Рему Вяхиреву кресло председателя совета директоров "Газпрома", как и было обещано. Иск, по которому кандидатуру Вяхирева нельзя было оставлять в списке для голосования, отозван. Но "бомба" под собранием акционеров еще не обезврежена.
В пятницу Симоновский межмуниципальный суд прекратил производство по жалобе Светланы Ивлевой на незаконность выдвижения в совет директоров "Газпрома" шести кандидатур от топ-менеджеров концерна, в том числе Рема Вяхирева и первого зампреда правления Вячеслава Шеремета.
Гражданка Ивлева, напомним, оспаривала законность владения Газпромбанком, НПФ "Газфонд" и ЗАО "Лидер" 5,5% акций газового концерна. В качестве обеспечительной меры по ее иску 26 мая суд запретил голосовать этими акциями на общем собрании, а всех кандидатов в совет директоров, выдвинутых вышеуказанными структурами, просто исключил из списка для голосования.
Ранее, 4 мая, аналогичные обеспечительные меры были наложены на 2,2% акций контролируемых Объединенной финансовой группой (UFG) Бориса Федорова. Московский арбитражный суд по иску координатора Ассоциации по защите прав миноритарных акционеров Сергея Карпова запретил Борису Федорову и еще трем его сторонникам баллотироваться в совет директоров газового концерна.
Несмотря на все судебные запреты, совет директоров "Газпрома", 30 мая сменив Вяхирева, решил никаких изменений в списки не вносить, оставив в них все первоначальные 22 фамилии. Более того, замглавы президентской администрации и нынешний председатель совета директоров "Газпрома" фактически пообещал Вяхиреву свою должность в концерне.
Первоначальные предположения о том, что иск гражданки Ивлевой был инициирован Кремлем с целью заставить Рема Вяхирева не сопротивляться, дабы не потерять все, не подтвердились.
Борис Федоров лично намекнул на свою причастность к появлению исков против топ-менеджеров концерна, которые ставили владельца UFG и его соратников в равное положение с Вяхиревым и Ко.
Эту версию событий в пятницу фактически подтвердил "Газете.Ru" и адвокат Ивлевой Георгий Азаров, заявивший, что его клиентка "действовала в интересах своих и других мелких акционеров концерна". То, что своих интересов у Светланы Ивлевой было меньше, чем федоровских, подтверждают другие слова адвоката, сообщившего "Газете.Ru", что акционером "Газпрома" недавняя истица стала лишь в мае, приобретя менее 0,01% от всех голосующих акций. То есть новый мелкий акционер у концерна появился только после того, как главный защитник их прав Борис Федоров уже оказался под угрозой неизбрания в новый совет директоров.
Георгий Азаров, правда, отказался сообщить причины отказа Светланы Ивлевой от своего иска. Тем более непонятными кажутся, на первый взгляд, в данной ситуации мотивы Бориса Федорова - этим отказом от иска он теряет в правах по отношению к Вяхиреву и его соратникам.
Мотивы действий владельца UFG расшифровал "Газете.Ru" гонитель Федорова Сергей Карпов. По его данным, в этой истории все же не обошлось без участия Кремля.
Карпов считает, что недавно посещавший Россию известный финансист Джордж Сорос, "чьи активы частично контролирует федоровская UFG, после переговоров с высшими кремлевскими чиновниками согласился отозвать иск". В качестве ответного жеста, по мнению Карпова, Кремль дал команду прекратить в отношении одной из фирм UFG уголовное дело. Карпов также не исключил, что Федорову через Сороса были даны и гарантии относительно избрания в совет директоров "Газпрома".
Сам Карпов еще не решил, будет ли он оспаривать решения собрания акционеров, если Федорова все же изберут. Он предпочитает подождать оставшиеся две недели. Юристы в отношении судебных перспектив подобного рода жалоб во мнении расходятся. Специалисты Главного государственно-правового управления администрации президента уверены, что все действия совета директоров, не выполнившего предписания суда об исключении кандидатов, законны.
Адвокаты Сергея Карпова в этом сомневаются. Юрист Светланы Ивлевой также сообщил, что если бы его клиент "не отозвала иск, собрание акционеров было бы нелегитимным". Тем не менее, эта, по выражению Карпова, "бомба под собранием акционеров может взорваться с совершенно неожиданной стороны". По мнению Карпова, "Федоров сам может оспорить легитимность собрания, если его не выберут в совет директоров".
"Газета.Ru" следит за развитием событий.
|