Свыше 1,2 тысячи боевиков "Аль-Кайеды" проникли из Афганистана в Ирак через труднодоступные горные районы на севере Ирана. Со вчерашнего дня, когда было убито еще двое военнослужащих США, потери американских войск в мирное время превысили боевые потери. После окончания боевых действий число американских потерь достигло 140 человек. Это официальные данные. Неофициальные - 800. Американские солдаты перестали писать домой и боятся звонить родственникам. Тактика, разработанная мировым терроризмом в Чечне, все активнее применяется в Афганистане и уже в Ираке.
Сводки последних дней из Афганистана, Ирака и Чечни практически идентичны. Так, накануне в Афганистане отрядами талибов и сторонников исламской партии Афганистана в провинции Хост было совершено нападение на патруль американских спецназовцев, а в провинции Пактия юго-западнее Гардеза была устроена засада на полицейское подразделение. Среди американских военных и афганских полицейских есть убитые и раненые. На севере Афганистана в провинции Балх в результате обстрела боевиками автомобиля британской неправительственной организации "Спасите детей" тяжелые огнестрельные ранения получили два ее представителя.
В этот же день в Ираке на северо-западе Багдада при взрыве патрульного автомобиля погибли двое американских военнослужащих. На юге иракской столицы под интенсивный минометный обстрел попал польский спецназ. В Чечне, по сводкам Минобороны, обстановка была «без существенных изменений». Единственная серьезная новость - в районе села Галашки (граница Ингушетии и Северной Осетии) обнаружена и блокирована группа боевиков. Чеченские террористы по-прежнему пытались минировать дороги, устраивать засады на маршрутах движения колонн военной техники, обстреливать блокпосты и пункты дислокации подразделений федеральных войск, здания военных комендатур, РОВД и ВОВД. В ходе боестолкновений 16 боевиков уничтожены.
По данным аналитиков Генштаба, в Чечне после разгрома основных сил бандформирований полевые командиры перешли к диверсионным действиям небольшими группами. Так, вначале активно применялась тактика устройства взрывов на дорогах и нападений на автоколонны федеральных войск. Позже начали использовать смертников на начиненных взрывчаткой автомобилях. Кроме этих двух тактических приемов боевики активно используют индивидуальный террор и запугивание местных жителей, лояльно относящихся к федеральной власти. Причем терактам подвергаются не только административные здания, но и школы, больницы и объекты обеспечения жизнедеятельности.
Судя по тому, что в последнее время уже не один террорист сам погиб во время закладки взрывного устройства, квалификация подрывников стремительно падает. По мнению российских военных, боевики нанимают за небольшие деньги местных жителей, у которых нет навыков обращения со взрывчатыми веществами.
«В Чечне, Ираке и Афганистане действуют разные люди с разными идеями, но пока лучше всего получается у чеченских боевиков, - считает ведущий научный сотрудник Института военной истории МО РФ полковник в отставке Валерий Яременко. - В республике действуют профессиональные диверсанты, которых обучили палестинцы. А палестинцев, в свою очередь, научили мы - был такой специальный лагерь в крымских горах".
Что касается талибов, то, по мнению эксперта, у них есть один плюс - морально-психологическая подготовка. Талибы готовы покончить жизнь самоубийством, но они не профессионалы.
Условия, по мнению эксперта, тоже имеют значение. В Афганистане и Чечне есть горы, а значит, возможна партизанская борьба. В Ираке для таких действий места мало: горы на севере и болота на юге. Кроме того, как считает Яременко, моджахеды, которые сейчас сражаются против союзников, - это в основном обычные уголовники, которых выпустил на свободу Саддам Хусейн накануне начала войны в Ираке. Их не любит население, и партизанами в классическом понимании их назвать нельзя. По словам Валерия Яременко, если американцы учтут "чеченский" опыт российских войск, то у них есть шанс быстро подавить сопротивление. Понимая это, Усама бен Ладен начал переброску из Афганистана части талибских войск.
Военный эксперт Национального университета обороны (США) Ти Экс Хеймс считает, что пока с тактической точки зрения действия партизанских отрядов в Афганистане и Чечне более сопоставимы, чем в Ираке. Как и его российский коллега, Хеймс объясняет это рельефом местности и сопоставимостью условий, в которых они воюют, и тем, что они ведут партизанские войны. По его словам, в Ираке американские войска сталкиваются в основном с мятежниками, которые неплохо вооружены - вплоть до оружия четвертого поколения. Что касается общих военно-тренировочных лагерей, например у чеченских и афганских партизан, то исключать того, что они существуют, нельзя, говорит Хеймс.
Что касается действий американских войск в Афганистане и Ираке, то оба мероприятия, по мнению экспертов, нельзя назвать «победным шествием». При этом, если в Афганистане у США был мощный союзник - Северный альянс, то в Ираке американцам помогали лишь отдельные представители оппозиции и несколько формирований курдов, да и те преследовали собственные цели.
Но и в одной, и в другой стране после подавления основных очагов сопротивления коалиционные войска заявили об окончании боевых действий и начале миротворческой операции. Но спустя месяц относительной передышки "миротворцы" неожиданно столкнулись с активными диверсионными действиями со стороны небольших, по 2-3 человека, групп боевиков. Тактика их действий практически идентична применяемой в Чечне. В результате после окончания военных действий союзные войска несут потери большие, чем во время проведения операции. По официальным данным, это 140 человек, по неофициальным - около 800. С каждым месяцем все более очевидно становится то, что и в Афганистане, и в Ираке США надолго и крепко увязли.
|