В последнее время "Ведомости" вели расследование одной из самых интригующих загадок в истории российского бизнеса - куда и как в 1998 г. выводились промышленные активы из терпевшего бедствие Инкомбанка. Борьба за эти активы не утихает уже три года. Воюют кредиторы Инкомбанка, взявшийся им помочь Росбанк, его соперник Гута-банк, бывшие менеджеры самого "Инкома". .. Конца битве не видно. Но лишь немногие понимают, как воюющие стороны оказались втянутыми в конфликт. Это удалось выяснить "Ведомостям".
Расследование вела наш корреспондент Елена Березанская, которая уже два года пристально следит за событиями вокруг "наследства" Инкомбанка. Документы и свидетельства участников событий, которые ей удалось собрать, складываются в сложную мозаику. Активы, выведенные из Инкомбанка командой менеджеров во главе с основателем "Инкома" Владимиром Виноградовым, "перепрятывались" по крайней мере пять раз, и на этом цепочка едва ли закончится.
Корпоративные маневры были сложными и рискованными. В результате Виноградов утратил свою долю активов и руководит теперь Межрегиональным клиринговым банком, который по масштабу операций невозможно сравнивать с прежним "Инкомом" (банк занимает 381-е место в России по размеру активов, "Инком" же перед самым кризисом был третьим).
У Виноградова активы отобрали менеджеры банка, оставшиеся в нем, чтобы попытаться предотвратить банкротство. Они надеялись, что в этом им поможет Гута-банк, который в 1999 г. предложил "Инкому" стабилизационный кредит в $150 млн. Однако эти менеджеры из команды Владимира Грошева - Дмитрий Невежин и Игорь Курланов - не вернули собственность в банк, а перевели ее на подконтрольные им компании. Это позволило "Гуте" провести серию ловких ходов, в результате которой немалая часть промышленного холдинга "Инкома" перешла к холдингу "Госинкор".
Но и у него сейчас нет ни минуты отдыха. Ожесточенную борьбу за бывшую собственность "Инкома" ведет Росбанк, который взялся помочь кредиторам Инкомбанка получить несколько больше тех 15% задолженности, которые собирался вернуть им временный управляющий Владимир Алексеев.
Перед кризисом Инкомбанк конкурировал по объему бизнеса с другим ныне почившим гигантом - СБС-Агро. По объему привлеченных вкладов и собственному капиталу "Инком" был впереди, по активам - отставал. Но история активов СБС совсем иная. Там основатель банка Александр Смоленский сумел сохранить контроль за немалой частью ликвидных активов и отстроил даже небольшую банковскую империю, состоящую из "обществ взаимного кредита". Кредиторы СБС были поражены, когда Смоленский открыто, в интервью The Wall Street Journal, посулил им "от мертвого осла уши". Даже частные вкладчики СБС не получили и не получат всех своих денег.
"Инком" же расплатится с вкладчиками полностью. Кредиторы - юридические лица получат чуть ли не в 10 раз больше на вложенный доллар, чем кредиторы СБС. И с морально-этической точки зрения история "Инкома" поучительнее. Смоленский пока успешно отбивает все атаки. А бывшая собственность Инкомбанка не дает покоя тем, кому она досталась, и легко ускользает из их рук.
Только в регионах активы "Инкома" прочно перешли под контроль местных "королей" - компания "Самеко" в Самаре стала одной из важных составных частей холдинга "Сибирский алюминий", "Омский бекон" достался "Сибнефти", акции Магнитогорского металлургического комбината, похоже, попали под контроль менеджмента ММК. Тягаться с "Сибнефтью" в Омске и "Сибалом" в Самаре нелегко, и вряд ли деньги от продажи этой собственности достанутся кредиторам "Инкома".
Но это отдельная история.
|