Неприятный сюрприз ожидал экс-олигарха Владимира Гусинского на древней земле Эллады. Опальный бизнесмен был арестован в аэропорту Афин в ходе паспортного контроля прибывших из Тель-Авива пассажиров. Напомним, что задержания не в новинку для Гусинского — он уже побывал за решеткой в Москве и в Испании.
Хотя сообщается, что задержание произошло по ордеру, выданному отделением Интерпола, известно, что еще два года назад генсек Интерпола Рональд Ноубл информировал российские власти о том, что не намерен вносить имя Гусинского в список лиц, разыскиваемых этой организацией. Мол, преследование Гусинского со стороны России имеет “преимущественно политический характер”.
Формально же олигарх обвиняется российскими правоохранительными органами в незаконном вывозе из РФ $250 млн. Уголовное дело по обвинению Гусинского в “хищении путем мошенничества в крупном размере” было возбуждено Генпрокуратурой осенью 2000 г. по результатам проверки, проведенной в связи с обращением “Газпрома”. Позже формула обвинения была расширена — весной 2001 г. Гусинского обвинили в отмывании средств, добытых незаконным путем, на общую сумму 2 млрд. 800 млн. руб.
Пока не совсем ясно, зачем понадобилось Гусинскому лететь в Грецию. По некоторым данным, в Афинах он просто делал пересадку. В пресс-службе израильского филиала RTVI считают, что Гусинский задержан по недоразумению: “По непонятным причинам в компьютере службы безопасности в аэропорту в Афинах не оказалось пометки об отмене распоряжения о международном розыске Гусинского Интерполом, распространенного еще в июле 2001 года”.
Так или иначе, но свобода его ограничена пределами помещения для задержанных афинского аэропорта, где олигарх содержится пока на общих основаниях. “Но никаких проблем у него нет, все задержанные у нас в порядке, — заверяют представители греческой полиции. — И с сервисом там нормально”. Сегодня Гусинский должен предстать перед греческим прокурором. Выдаст ли Греция Гусинского России, можно только гадать. Напомним, что пару лет назад испанский суд отказал России в выдаче попавшего в опалу олигарха. После своих испанских злоключений Гусинский перебрался в Израиль.
Пять лет назад Владимир Гусинский, тогда еще глава медиа-империи, отвечая на вопрос корреспондента “МК” о перспективах своего израильского бизнеса, сказал, что для него этот рынок маловат. Но прошло еще несколько лет, и имя Гусинского уже прочно ассоциируется с израильским бизнесом. Сегодня он не только один из крупнейших медиа-игроков на местном рынке, но и важнейшая фигура в израильских политических баталиях. Гусинский благодаря подконтрольным ему СМИ играет ключевую роль в регулировании общественного мнения в Израиле.
Еще в 1999 г. покупка Гусинским 27% акций второго по величине израильского медиа-концерна “Маарив” дорого обошлась тогдашнему премьеру Нетаньяху. В борьбе за этот лакомый кусочек Гусинский обошел американского миллиардера Рональда Лаудера. Во многом из-за этого поражения американца его друг Беньямин Нетаньяху в 1999-м проиграл пост премьера Эхуду Бараку, которого активно поддерживали люди Гусинского. С тех пор ни одни израильские выборы не обходятся без его участия.
Концерн “Маарив” стал первым, но не последним приобретением в Израиле Владимира Александровича. Гусинскому принадлежит огромный торговый центр в Хайфе, несколько рекламных компаний, фирм, оказывающих услуги по производству кино и ТВ. А совсем недавно бывший энтэвэшник стал совладельцем нового израильского новостного телеканала “Исраэль хадашот”. Переговоры о приобретении “израильского Си-эн-эн” велись через тель-авивского адвоката Владимира Гусинского и его постоянного делового партнера Цви Хейфеца. Новый телеканал должен был появиться на израильских голубых экранах еще несколько месяцев назад. Однако консорциум, владеющий правами на трансляцию, столкнулся с непредвиденными трудностями. Для круглосуточного эфира по всему Израилю не нашлось достаточного количества высокопрофессиональных репортеров. Известные журналисты заняли выжидательную позицию и не торопятся ради медиа-новичка разрывать действующие контракты с работодателями.
Приобретение части “Исраэль хадашот” — уже третья попытка закрепиться на израильском телевизионном рынке. Две предыдущие оказались неудачными. В позапрошлом году Гусинский и Хейфец не смогли выиграть конкурс на первый израильский канал на русском языке, а в нынешнем году также безрезультатными оказались попытки обменять принадлежащие ему акции “Маарива” на аналогичное количество акций 10-го канала израильского телевидения. Сделка оценивалась в $60 млн. и была близка к завершению, но в последний момент оказалась приостановлена. Несмотря на эти неудачи, Гусинский продолжает успешно раскручивать в Израиле свой русскоязычный проект — телеканал RTVI. “Коньком” канала стали концерты звезд российской эстрады, организуемые в Израиле в День независимости. На последнем таком шоу, бесплатном, проходившем под открытым небом, присутствовало 250 тысяч (!) зрителей, а среди почетных гостей оказались премьер-министр, министр обороны, лидеры различных партий. Понятно, что привела их на русскоязычную тусовку не любовь к российской эстраде, а возможность засветиться перед огромной аудиторией потенциальных избирателей. По иронии судьбы рейтинг RTVI и его доходы нынче даже выше, чем у не доставшегося Гусинскому русскоязычного телеканала “Израиль плюс”.
Впрочем, у “Маарив”, главного на сегодня израильского актива Гусинского, финансовая ситуация не такая уж блестящая. В 2002 г., по данным израильской газеты “Ха-Аретс”, объем продаж этого концерна сократился на 11%. А чистые убытки превысили 20 млн. шекелей. Но самым удручающим в этом бизнесе оказался тот факт, что с того времени, как Гусинский стал совладельцем “Маарива”, капитализация концерна уменьшилась втрое. Сегодня в Израиле никто не сомневается, что эта тенденция будет продолжаться, особенно после шумной истории с очередным арестом совладельца концерна.
Если же оставить в стороне финансовые проблемы медиа-магната, то и других неприятностей афинский скандал принесет выше крыши — и, видимо, не ему одному. Западные наблюдатели считают историю с Гусинским сигналом для других российских олигархов — от Березовского до Ходорковского.
|