В понедельник греческий суд начнет судебные слушания по делу о выдаче Владимира Гусинского. Бывший владелец крупнейшего частного медиахолдинга России был арестован в аэропорту Афин в четверг вечером. Российская Генпрокуратура и бюро Интерпола до сих пор никак не прокомментировали факт ареста Гусинского, однако, по данным западных информагентств, перед арестом греческая полиция поставила их об этом в известность. Как будут дальше развиваться события, предсказать практически невозможно. С одной стороны, в мировой практике уже имеется прецедент невыдачи Гусинского, созданный мадридским судом в апреле 2001 года. С другой стороны, Греция за последние несколько лет по просьбе России экстрадировала всех, от обвиняемых по экономическим преступлениям до убийц.
Арест на границе
Владимира Гусинского задержали в аэропорту Афин в четверг вечером. Бывший медиамагнат прилетел из Тель-Авива и проходил паспортный контроль, когда им заинтересовалась полиция. «При прохождении паспортного контроля было обнаружено, что паспорт принадлежит человеку, находящемуся в международном розыске. В связи с этим он подлежит аресту и выдаче», - пояснил представитель службы безопасности аэропорта.
Правда, американская Washington Post со ссылкой на конфиденциальный источник информации заявила, что запрос на Гусинского был давно просрочен, о чем Интерпол сразу же известил греческую полицию. Но агентству "Рейтер" правоохранительные органы Греции сообщили, что ордер на арест медиамагната остается в силе.
Впрочем, в любом случае с заявлением о «выдаче» греческий чиновник поторопился: запроса Интерпола для этого недостаточно. Согласно международным нормам, Генеральная прокуратура теперь обязана объяснить греческим властям, в чем именно обвиняется Гусинский, и только после этого суд Афин решит, есть ли повод для выдачи.
Складывается впечатление, что арест Гусинского за границей стал полной неожиданностью для Генпрокуратуры: пока никто из официальных лиц с подробным комментарием не выступил, хотя с момента ареста бывшего медиамагната прошло четыре дня. Напомним, что уголовное преследование Гусинского началось еще в июне 2000 года. Его обвинили в хищении путем мошенничества (речь шла о кредитах, полученных под гарантии "Газпрома"). Гусинский посидел в Бутырке, и как только предпринимателя отпустили, он покинул Россию. А в ноябре того же года Генпрокуратура объявила его в международный розыск. Гусинского искали недолго - испанские власти нашли его в собственном поместье в городе Сотогранде. Пять месяцев понадобилось испанскому правосудию, чтобы рассмотреть вопрос о выдаче Гусинского России. 18 апреля 2001 года Генпрокуратура получила отказ.
Через несколько дней, 22 апреля 2001 года, Генпрокуратура предъявила Гусинскому новое обвинение - в отмывании 2 млрд. 800 млн. рублей и, соответственно, в рамках этого обвинения подала в Интерпол новый запрос о международном розыске. На этот раз на поиски ушло два с половиной года.
Из греков в варяги
Сложно сказать, насколько активно прятался от властей разыскиваемый Гусинский. Во всяком случае запрос Интерпола не мешал ему ездить по миру, появляться в эфирах телепрограмм, раздавать интервью и заключать финансовые сделки. Одна из них произошла даже в России - продажа «Газпрому» оставшейся части медиа-активов. Поговаривали даже, что для этого Гусинский приезжал в Москву, но слухи так и не подтвердились. К слову, одним из условий "сделки" было освобождение Антона Титова, начальника финансового управления холдинга «Медиа-Мост» и, как его называли в прессе, «заложника Гусинского». Дело на финансиста завели в тот момент, когда судьбу самого главы медиахолдинга решал испанский суд. В июле 2002 года сделка с "Газпромом" была завершена. В декабре Титова приговорили к трем годам лишения свободы и сразу же амнистировали. Казалось бы, на этом история «Медиа-Моста» должна была закончиться. Но, как выясняется, у Генпрокуратуры все еще есть вопросы к Гусинскому. И для начала с ними ознакомится прокурор афинского суда.
Те материалы, что в свое время изучали судебные власти Испании, были сочтены недостаточными для выдачи Гусинского российской стороне. Не исключено, что этот факт будет теперь довлеть над Афинами. С другой стороны, Генпрокуратура давно ведет плодотворное сотрудничество с Грецией - практически все российские просьбы об экстрадиции эта страна удовлетворяет. Приведем лишь наиболее известные случаи.
В 1998 году Греция выдала России одного из совладельцев компании «Голден Ада, Инк.» Андрея Козленка. Его обвиняли в незаконном вывозе алмазов, золотых и серебряных ювелирных изделий на общую сумму 183 млн. долларов.
В 1999 году греческие власти по просьбе российских правоохранительных органов экстрадировали Владимира Дрямова, главу печально известной финансовой пирамиды «Тибет». Его обвиняли в хищении у вкладчиков 40 млрд. неденоминированных рублей. Причем в Греции Дрямов промотал почти все украденные деньги, а задержала его греческая полиция за угон автомобиля.
В 2000 году Греция выдала России преступного авторитета Владимира Татаренкова. Его обвиняли в причастности к 15 убийствам, совершенным в Хакасии и Красноярском крае в 1992-1994 годах. К тому же Генпрокуратура надеялась получить от Татаренкова показания на Анатолия Быкова. Завтра станет ясно, пополнит ли список выданных Владимир Гусинский.
|