Власти собираются из космоса следить за работой городских служб, за передвижением транспорта и перевозкой грузов, а также за состоянием зданий и улиц. Создание системы тотального контроля обойдется налогоплательщикам в 1 млрд. 280 млн. 700 тыс. рублей. Ее оператором будет близкая к правительству Москвы АФК "Система". Познакомиться с работой подобной системы москвичи могут, посмотрев голливудский блокбастер "Враг государства".
Спутники будут следить за террористами
Власти Москвы намерены внедрить в работу служб городского хозяйства систему спутниковой навигации. Как рассказал на заседании городского правительства начальник управления транспорта и связи столицы Александр Беляев, «основные цели программы - повышение уровня безопасности населения и эффективности работы городских систем быстрого реагирования в условиях чрезвычайных ситуаций, улучшение качества транспортного обслуживания'.
По его словам, с помощью этой системы город получит возможность с точностью до нескольких метров определять расположение стационарных и подвижных объектов, в том числе конкретных людей.
Идея создания системы тотального контроля за городской жизнью родилась у Юрия Лужкова после взрывов домов в Москве. Мэр уверен, что, если бы эта система применялась раньше, городской диспетчер получил бы сигнал об отгрузке мешков из машины и поручил ближайшему милицейскому патрулю проверить подозрительных людей.
Все автомобили и автобусы будут оснащены датчиками
В первую очередь систему планируется использовать для нужд различных городских служб. В частности, системы спутниковой навигации будут установлены на всех автомобилях дорожно-патрульной службы и милиции, 'скорой помощи', на муниципальном и общественном транспорте, инкассаторских машинах, бензовозах, машинах, перевозящих опасные грузы, пожарных и милицейских автомобилях.
В теории это позволит в режиме реального времени контролировать их местонахождение. Кроме того, установка системы поможет зафиксировать нарушения водителей, например, если большегрузные машины соберутся проехать в центральную часть города или выкинуть мусор в овраг, а не на свалку. В таких случаях диспетчер сделает водителю замечание и занесет нарушение в базу данных.
Городские власти также планируют оборудовать все остановки общественного транспорта электронным табло с информацией о нахождении и времени прибытия на остановку автобуса или троллейбуса. Стоимость оснащения подобными системами пяти тысяч автобусов обойдется городскому бюджету в 10 млн. долларов. Пилотным проектом станет оснащение до конца 2003 года системными датчиками 200 зеленоградских автобусов и районной станции 'Скорой помощи'.
Дворников и сантехников возьмут на контроль
В 2004-2006 году система спутниковой навигации и телематики будет внедрена в систему жилищно-коммунального хозяйства. Электронными маячками оснастят всех дворников, электриков, сантехников и других рабочих. Так диспетчеры смогут узнать о местонахождении каждого из них и, соответственно, снижать зарплату, если рабочий решил задержаться в какой-то из квартир после устранения неисправности.
Датчиками оснастят коллекторы, трубопроводы и инженерные системы в жилых домах, а также чердаки и подвалы. В случае аварии диспетчер по району оперативно получит информацию о ЧП и вызовет аварийную бригаду. В случае возникновения чрезвычайной ситуации все владельцы мобильных телефонов, находящиеся в этом районе, получат SMS-сообщение.
За 200-1500 долларов 'маячок' может получить любой желающий
Следить за городом власти намерены посредством GРS-навигаторов и систем глобального позиционирования, создание которых запланировано в программе «Электронная Москва». Для наблюдения за городской жизнью необходимо оснастить объект абонентским комплексом, сигнал которого будет передаваться на космический спутник, а затем на пульт.
Человек, имеющий абонентский комплекс, при попадании в критическую ситуацию с помощью тревожной кнопки сможет вызвать милицию, которая найдет его на основании данных системы навигации.
К новой системе подключат все существующие волоконно-оптические сети города, систему наблюдения за дорожным движением ГИБДД и службы экологического мониторинга, а также локальные системы, созданные на некоторых городских предприятиях.
Валерию Шанцеву плакать хочется - "ведь скоро и на работу ходить не надо будет"
Программа рассчитана на 2003-2006 годы и обойдется бюджету в 1,3 миллиарда рублей, из них 286 миллионов рублей предполагается получить за счет коммерческого использования системы. Однако на вопрос ГАЗЕТЫ о сроках окупаемости системы генеральный директор "Электронной Москвы" Юрий Припачкин ответить отказался.
По словам Александра Беляева, «услугами создающейся системы телематики смогут пользоваться все желающие, но на коммерческой основе".
Столичное правительство определило оператора системы навигации - АФК «Система», которое уже создало дочернее предприятие «Мобильные телематические системы позиционирования» (МТС-П). Как рассказали ГАЗЕТЕ в компании «Система Телеком», в 2010 году рынок подобных услуг вырастет с 200 тысяч до 15 миллионов частных абонентов, тогда и снизится стоимость оборудования. На сегодняшний день стоимость одного абонентского комплекса составляет 200-1500 долларов.
На вчерашнем заседании правительства Москвы вице-мэр Валерий Шанцев отметил: «Система спутниковой навигации городу нужна. Читаешь вашу программу, и плакать хочется от радости - ведь скоро и на работу ходить не надо будет, система будет все за нас решать. Но за два года был выполнен только пункт об увеличении штата управления транспорта и связи, а навигацию до сих пор мы осуществляем на бумаге».
Он предложил конкретизировать задачи и пообещал, что правительство будет искать источники финансирования.
Как сообщили ГАЗЕТЕ в мэрии, до 2015 года подобная система будет внедрена по всему Центральному федеральному округу. Бесспорно, система слежения - штука полезная, но хотелось бы получить гарантии, что при этом не будут нарушаться гражданские права налогоплательщиков, на деньги которых она будет создана. Однако об этом не было сказано ни слова.
Система спутниковой навигации будет внедрена в Москве к 2006 году: тогда водители не смогут нарушать правила дорожного движения и будут по подсказке датчика объезжать пробки. Пока же автовладельцам стоит изучить новую карту дорожного движения, которая вводится с 1 сентября в северной части центра Москвы. ГАЗЕТА продолжит публикацию схем организации дорожного движения в разных районах Москвы.
|