Руководство Министерства путей сообщения отвлекало деньги от инвестиционной программы министерства, чтобы покупать себе квартиры за $400 000 - 800 000, утверждают аудиторы Счетной палаты. Их отчет, который глава палаты Сергей Степашин отправит президенту, премьеру и министрам лишь в конце недели, уже имеется в распоряжении "Ведомостей".
Сейчас, когда МПС фактически заблокировало унификацию железнодорожных тарифов (см. статью на этой же странице) , требуя, чтобы правительство нашло способ компенсировать его потери от этой меры, выводы Счетной палаты выглядят особенно сенсационно. Отчет наглядно демонстрирует, какими внутренними резервами обладает отрасль.
По версии Счетной палаты, схема финансирования центрального аппарата МПС выглядела так. Значительная часть балансовой прибыли предприятий отрасли переводилась в Транскредитбанк на счета многочисленных целевых фондов, созданных министерством: фонда поддержки учебных заведений (1,5% от всей балансовой прибыли предприятий отрасли) , фонда поддержки центральных учреждений здравоохранения (1% балансовой прибыли) , фонда финансирования международной деятельности (1% балансовой прибыли) , фонда инвестиционных проектов общеотраслевого назначения (36,6% ), фонда финансового резерва (5% ) и др. "Неправомерно консолидировались" на счетах в Транскредитбанке и 100% амортизационных отчислений предприятий. В 2000 г. сумма этих отчислений, предназначенных на поддержание инфраструктуры отрасли, составила 52,8 млрд руб.
По данным СП, значительные средства из всех вышеназванных фондов руководство МПС вложило в уставный капитал "Транстелекома" и самого Транскредитбанка (в 2000 г. - 4,3 млрд руб. и 345 млн руб. соответственно). Не забыло министерство и о своем центральном аппарате, выделив в 2000 г. на его финансирование 778,5 млн руб. Как пишут в своем отчете аудиторы, эта сумма "в 12 раз превысила бюджетные ассигнования по разделу "Государственное управление и местное самоуправление".
Аудитор Счетной палаты Александр Кушнарь, занимавшийся исследованием "аппаратных" расходов МПС, пояснил "Ведомостям": "Служащие МПС суть госслужащие, которые находятся на государственном содержании. Президентские указы N 310 и N 309 определяют нормы содержания госслужащих, согласно которым МПС не имело права тратить на годовое содержание одного работника более 26,5 его государственных окладов, а реально министерство тратило 38,5 окладов на каждого работника. То есть государственные деньги в структуре заработков работника центрального аппарата МПС составляют всего треть его доходов. Остальное - премии". По мнению аудитора, только "процентов 70 средств из [целевых] фондов МПС тратились по назначению, все остальное шло на аппарат".
Из средств, потраченных в прошлом году на содержание центрального аппарата, 45,9 млн руб. ушло на капитальный ремонт зданий, 58,1 млн руб. - на оплату труда работников министерства, а еще 260,8 млн руб. - на "текущее содержание". Что означает эта формулировка, подробно расписано в отчете СП; одна из основных статей этих расходов - покупка квартир: заместителю министра Александру Касьянову - за $886 700, замминистра Владимиру Ильину - за $633 300, замминистра Сергею Гришину - за $461 200, а начальнику финансового департамента Петру Короткевичу - за $485 600.
Замминистра путей сообщения Михаил Иванков, отвечающий за финансы, и первый замминистра Александр Мишарин отказались комментировать "Ведомостям" результаты проверки Счетной палаты. Однако аудитор Кушнарь вспоминает оправдания железнодорожников так: "Аксененко нам ответил, что он для укрепления штата министерства был вынужден приглашать людей из регионов и сманивать их привлекательными жилищными условиями".
И не только жилищными. В отчете СП говорится: "Министерством заключен контракт на приобретение 13 автомобилей Audi-A8 на общую сумму $1,11 млн".
Аудит Счетной палаты также подтвердил любимый тезис антимонопольного министра Ильи Южанова о непрозрачности тарифной политики МПС и ее инвестиционной деятельности. Аудиторы выявили случаи перепродажи транспортными компаниями скидок, полученных от МПС. А в Кемеровской области Счетная палата нашла средние размеры скидок просто огромными: на экспортные перевозки угля - 40% , кокса - 70% , минеральных удобрений - 20% , черных металлов - 40%.
Деятельность Балтийской строительной компании - генерального подрядчика большинства строек МПС - аудиторам удалось исследовать только в части строительства скоростной магистрали Москва - Петербург. Претензия проверяющих заключается в том, что "нормы плановых накоплений БСК" были установлены на уровне 18% при принятой в строительной отрасли средней норме 8%.
Источник в Счетной палате говорит, что, хотя проверки были выборочными, "их данные дают представление об общем масштабе коррупции в МПС, поскольку нарушения были выявлены везде".
Один из руководителей Минэкономразвития, находящийся под большим впечатлением от отчета СП, заявил "Ведомостям": "За неимением лучшего исследования труд Счетной палаты должен лечь в основу многих реформаторских решений по поводу МПС". "Нас интересуют системные недостатки, а банальной коррупцией пусть занимается прокуратура", - добавил чиновник.
|