Росту интереса ревизоров к локомотивам госхолдинга предшествовали драматические события. Летом 2002 года Сергей Зивенко, два года возглавлявший алкогольное объединение 100 ликеро-водочных и спиртовых заводов, покинул пост гендиректора. Перед уходом Зивенко успел сформировать собственную промышленно-сбытовую структуру – группу компаний «Кристалл» (ей принадлежит крупнейшая в России оптовая компания «Гросс», калужский и обнинский заводы «Кристалл»), которая выкупила у московского «Кристалла» права на торговую марку «Гжелка». По сообщениям газеты «Коммерсантъ», сумма сделки составила $4 млн.
После ухода Зивенко «Росспиртпромом» впервые заинтересовалась Счетная палата. В деятельности Зивенко были обнаружены нарушения. По результатам проверки Генпрокуратура даже возбудила уголовное дело, но до арестов так и не дошло. «Гжелка» по-прежнему разливалась на «Кристалле», и о том, что у нее новый хозяин, стало известно только весной. Странно, что аудиторы не заметили ее исчезновения.
Когда факты были обнародованы, ревизоры снова взялись за «Кристалл» и начали проверять законность продажи марки. Результаты проверки пока неизвестны, но ведомство Степашина может придраться к сумме сделки – $4 млн для брэнда, на который приходится половина из $400 млн годового оборота завода. «$4 млн – это мало, – считает Андрей Стась, гендиректор агентства a2z Marketing. – Торговая марка является одним из лидеров на рынке и, как мне кажется, приносит прибыль, превышающую вышеназванную сумму». Со Стасем согласен Артем Серебренников, гендиректор Interbrand Rusconsulting: «Даже если приблизительно оценивать стоимость брэнда «Гжелка», например, методом освобождения от роялти, то получается сумма, в разы превосходящая $4 млн».
Третья проверка «Кристалла», по официальной версии, вызвана ухудшающимися экономическими показателями предприятия. Впрочем, вряд ли в этом виноват нынешний глава «Росспиртпрома» Петр Мясоедов или гендиректор «Кристалла» Александр Романов. Просто завод теперь производит свою основную марку на заказ.
Не исключено, что многочисленные проверки завода – это всего лишь подготовка к предстоящей битве за «Гжелку». По крайней мере деприватизация водки «Столичная» началась с расследования Счетной палаты. А без «Гжелки» акционирование и приватизация «Росспиртпрома», за что выступает глава Минсельхоза Алексей Гордеев, вряд ли имеют смысл.
|