«Огромный прорыв», как окрестил подписание соглашения о стратегическом сотрудничестве между Россией и Туркменией в газовой сфере председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер, вызывает все больше вопросов. По информации газеты «Время новостей», теперь они возникли и у менеджмента газового монополиста. Г-н Миллер возглавил делегацию, которая сегодня вылетела в Ашхабад, чтобы на месте разобраться с непонятной активностью Туркменбаши в газовой сфере, которую он развил за спиной «главного стратегического партнера». С Пакистаном вообще получилась забавная история. Несмотря на подписание полномасштабного соглашения с «Газпромом», г-н Ниязов продолжает заигрывать с Трансафганским газопроводом. Происходит это в формате откровенной лжи, причем на самом высоком уровне. «Пакистан продолжает рассматривать жизнеспособность Трансафганского газопровода, так как уверен, что Ниязов не будет поставлять газ в Россию», -- пишет газета ОАЭ The Khaleej Times. Основания у этого печатного издания очень даже солидные -- заявления высокопоставленных пакистанских чиновников.
«От имени президента Сапармурата Ниязова нас полностью заверили в том, что проект Трансафганского газопровода остается главным приоритетом для Туркменистана, и газ из Довлетабада зарезервирован исключительно для проекта Туркменистан--Афганистан--Пакистан», -- цитирует газета заместителя министра нефти и природных ресурсов Пакистана Наима Бэйга. А его непосредственный начальник, министр Абдулла Юсаф вторит: «Мы обратили внимание туркменской стороны на сообщения западных СМИ о контракте с «Газпромом», но туркменская сторона опровергла эту информацию. Поэтому трансафганский проект по-прежнему жизнеспособен». И далее: «Никакого договора между Ашхабадом и Москвой не существует, так что любые опасения неуместны. Однако если есть какой-то секретный документ или договор, нет никакой необходимости проводить какие-либо расследования, мы и не собираемся этого делать. Такие вещи нельзя держать в секрете». Вопрос о том, кто врет, пакистанские чиновники или туркменские, остается открытым.
Напомним: по «секретному» соглашению между Россией и Туркменией, которое было подписано в присутствии нескольких десятков представителей прессы, что и было показано в эфире федеральных каналов, в течение 25 лет российский концерн будет закупать почти весь газ, добываемый в этой стране. Исключение составит лишь около 100 млрд кубометров, законтрактованных Украиной на ближайшие три года, а также экспорт в Иран, составляющий 5--10 млрд кубометров в год. «Газпром» обязался платить по 44 долл. (половину по бартеру) за тысячу кубометров до 2006 года, а после этого перейти на некую формулу цены, похожую на те, которые записаны в его экспортных контрактах.
Сначала возник вопрос чисто экономический: не переплачивает ли российский концерн за газ. Ведь даже Украина сейчас платит 42 долл. на таких же бартерных условиях. Тем более что «Газпром» берет на себя куда большие риски, если принять во внимание регулируемость цен в самой России. Затем разразился политический скандал по поводу согласия Москвы на отмену двойного гражданства для русских, проживающих в Туркмении, которое было получено в увязке с подписанием газовых соглашений.
Дальше -- больше: Сапармурат Ниязов занялся активным маркетингом «уже проданного» «Газпрому» газа. Чуть ли не на следующий день после подписания договора с Россией «отец всех туркмен» провел встречу с украинским президентом Кучмой, которого уверил, что интересы братского государства не будут ущемлены и оно продолжит получать туркменский газ. Позже он пояснил, что предложил Украине войти в российско-туркменское соглашение в качестве третьей стороны. Хотя очевидно, что аппетиты «Нефтегаза Украины» по поводу газа этой республики могут быть удовлетворены только через адекватное коммерческое предложение «Газпрому». Попросту говоря, «Нефтегаз Украины» должен дать приемлемую для российской компании цену, поскольку газ будет принадлежать именно «Газпрому», а не кому-либо еще. Мнение Туркменбаши здесь явно не должно быть определяющим.
То же самое касается и участия украинской стороны в модернизации и развитии газотранспортной инфраструктуры Туркмении. Кстати, вопрос о принципах инвестирования «Газпромом» средств (и гарантий их возврата) в расширение мощностей по транзиту газа в Россию станет одним из ключевых в повестке сегодняшних переговоров. По информации газеты «Время новостей», пропускная способность системы должна увеличиться с 45--50 млрд до 90 млрд кубометров в год, необходимых для выполнения российско-туркменского газового контракта. Также предстоит обсуждение маршрута новых мощностей. Либо они будут прокладываться в рамках существующего коридора, либо вдоль побережья Каспия построят новую трубу. На встречах также будут рассмотрены российские предложения по номенклатуре товаров, которые будут поставляться в качестве бартерных расчетов за газ.
В «Газпроме» сказали, что будут комментировать поездку в Ашхабад только после завершения переговоров.
|