Еще несколько лет назад в сибирских лесах обитало более пятнадцати тысяч сохатых. Сегодня их численность умень-шилась втрое. Причины, как утверждает заместитель начальника управления и контроля по рациональному использова-нию охотничьих ресурсов Сергей Кирюхин,
кроются в браконьерах, экологии и... двукрылых паразитах. Последние всегда доставляли неприятности рогачам, однако этим летом кровожадные мухи совсем «озверели».
- Жаркая и сухая погода благоприятство-вала размножению паутов и оводов,- рассказывает Сергей Трофимович, - они расплодились в огромном количестве, и, естественно, им нужно постоянно питаться и размножаться. Укус паутов очень болезненный. Эти насекомые причиняют много вреда, докучая зверью в жаркий день, истощают организм млекопитающих, но до летального исхода доводят редко. Зато очень опасны оводы
- подкожные, желудочные и носоглоточ-ные. Именно они паразитируют на теле животного. Сегодня падеж лосей в основ-ном происходит из-за носового овода. Этот вид относится к живородящим насе-комым. Самки на лету буквально выбрыз-гивают готовых личинок в ноздри лосям. Обычно, при нормальных условиях, самка овода «подселяет» не все личинки, кото-рых бывает до пятисот, а только неболь-шую часть. Потому что, если их будет слишком много, они очень быстро убивают
животное, на котором паразитируют, и сами после этого гибнут. Но этим летом вследствие огромной численности двукры-лых матерей происходит неоднократное отложение личинок в один и тот же лоси-ный нос.
У этих крупных противных мух личинки микроскопические, но очень подвижные. Попав на слизистую оболочку, они быстро
продвигаются в носовую и глоточную полость, где и локализуются. Если их много, то образуется «стена», через которую доступ воздуха невозможен, и животное умирает.
Избавляться от них путем дезинфекции нельзя. Если опрыскать ядами раститель-ность, то вместе с паразитами погибнут и звери.
С июня по июль у лосих идет отел. Малы-шам достается от мух больше всех. Первые полторы - две недели лосенок-сеголеток беспомощен, практически не передвигается. Естественно, он становится основной добычей самок носоглоточного овода.
Кстати, американские ученые из Исследовательского института Бекмана проводят эксперименты с мухами, превращая их в «гомосексуалистов». Они изобрели ген-мутант, реагирующий на изменения температуры. По словам руководителя группы исследователей профессора Тошихиро Китамото, когда мужские особи мухи были помещены в условия с более высокой температурой, самцы вдруг неожиданно стали интересо-ваться себе подобными - мужскими особя-ми. Ген, который получил название
«shibire», стал очень чувствительным к малейшим изменениям температуры. Начиная с 30 градусов по Цельсию мухи-самцы теряли сексуальный интерес к женским особям.
Если и у нас ученые научатся внедрять
«температурный» ген российским мухам, то вскоре копытные перестанут проситься
в Красную книгу.
|