Все члены Совета Федерации делятся на две категории. Первые — уже сидели. Вторые — еще нет.
Наш герой — из числа первых. Правда, выяснилось это совсем недавно, ибо вся его биография — одно сплошное белое пятно...
Если бы не патологическая тяга этого человека к власти, наверное, я бы и не взялся за перо. Таких, как он, в Совете Федерации пруд пруди. Сидел бы себе в тени, знать бы о нем никто не знал.
Вот уж воистину: жадность фраера сгубила...
Один юморист с депутатским значком сказал мне как-то: все члены Совета Федерации делятся на две категории. Первые — уже сидели. Вторые — еще нет...
Зампред Комитета по аграрно-продовольственной политике Максим Кавджарадзе — из числа первых. Правда, выяснилось это совсем недавно...
...Нынешней осенью Совет Федерации должен переизбрать двух аудиторов Счетной палаты: у Владимира Панскова и Ивана Дахова истекли шестилетние полномочия.
С первой кандидатурой проблем не возникло: еще заранее все решили Панскова оставить (как-никак бывший министр финансов; один из немногих в Счетной палате, кто вообще отличает дебет от кредита). Зато вокруг второй разом вспыхнули интриги и страсти. Уж слишком лакомый это кусок.
Что такое кресло аудитора? Шесть лет безбедной жизни. Иммунитет. Бескрайний кабинет и машина с мигалкой. Плюс — возможность контролировать бюджетные потоки.
В данном случае потоки эти были особенно завлекательны, ведь уходящий Дахов надзирал в том числе за Министерством природы. А это — всё российское сырье: нефть, уголь, газ...
Естественно, претендентов объявилось немало. Но активнее всех был наш герой. В борьбе за кресло он провел сотни переговоров и встреч. Обещал золотые горы. Сыпал обещаниями направо-налево. И надо сказать, определенную поддержку среди коллег сумел получить.
Одни поддались на уговоры. Другие поверил в рассказы о его близости с Кремлем и полпредом Полтавченко.
Кто же мог предположить, какая уйма скелетов таится в шкафу этого солидного, одетого с иголочки человека...
* * *
Максим Кавджарадзе родился в Москве в 1969 году. Пожалуй, это единственный непреложный факт, ибо вся остальная его биография — сплошное белое пятно.
В Интернете, на официальном сайте, можно прочесть, что, окончив школу, шесть лет он проработал машинистом сцены в некоем “Цирке на сцене”. (Представляю, как, должно быть, веселился Кавджарадзе, разглядывая эти строки: цирк — да и только.)
Однако в анкете, которую он собственноручно заполнил перед выдвижением в аудиторы, о цирке нет ни слова. Согласно документу, трудовую деятельность Кавджарадзе начал лишь в 92-м.
Куда же девались шесть цирковых лет? Отвечать на этот вопрос Кавджарадзе явно не с руки.
...Ноябрь 87-го. В Киевском райсуде слушается дело о незаконных валютных операциях. На скамье подсудимых — 18-летний каменщик СУ-1 треста “Мосфундаментстрой-1” Максим Кавджарадзе.
Тремя месяцами раньше, у магазина “Русский сувенир”, он подошел к итальянскому гражданину Баццако Джузеппе и предложил обменять свои сувениры (в размере 300 рублей) на стодолларовую купюру. Сделка почти уже состоялась в соседнем дворе, но была сорвана подоспевшей милицией.
— Подсудимый, вы признаете свою вину?
На лицо каменщика ложится некое подобие раскаяния:
— Признаю, — еле слышно произносит он...
Сколько уже в его жизни было таких “раскаяний”, “клятв”, “заверений”. А сколько будет еще!..
...В отделении милиции по охране Красной площади хорошо знают этого юркого паренька — восходящую звезду советской фарцовки. Он постоянно крутится возле интуристов, пристает, скупает заграничные шмотки.
В сентябре 84-го его задерживают в первый раз. Времена были еще суровые. В СГПТУ-190, где он учится, созывают комсомольское собрание. Кавджарадзе плачет, клянется исправиться, и милосердные комсомольцы берут его на поруки. Но вскоре юного фарцовщика снова ловят за прежним занятием: там же, на Красной площади...
...Пожелтевший от времени документ: постановление комиссии по делам несовершеннолетних Красногвардейского района. На дворе — 85-й год.
“Группирует вокруг себя несовершеннолетних, склонных к противоправному поведению, разлагающе действует на коллектив учащихся. Интереса к учебе не проявляет, с мастерами и преподавателями груб. С Кавджарадзе М. неоднократно проводились беседы о недопустимости его поведения. Прокурор Москворецкого района вызывал его на беседу”.
В феврале 85-го комиссия решает направить Кавджарадзе в спецПТУ, однако не успел он даже собрать манатки, как подоспело новое известие. Оказывается, 3 января он избил в ГУМе своего сверстника, сломал нос и расшиб глаз. От суда Кавджарадзе спасает только нежный возраст. Его помещают в приемник-распределитель и отправляют на перековку в Себежское специальное ПТУ...
...Еще один документ — педагогическая характеристика из спецПТУ: “Стал на путь исправления. Многое пересмотрел в своей жизни”.
Пересмотрел, как же! Только освободился, через год — все по новой. Следствие, суд... Кавджарадзе приговорят к трем годам. С учетом раскаяния отправят не в колонию, а на стройки народного хозяйства, в Спецкомендатуру №1 УВД Зеленограда, где он ударно, а главное, бесплатно и отбарабанит три последующих года. Такой вот цирк на сцене...
* * *
Все, что написал я выше, вскрылось после выдвижения Кавджарадзе в аудиторы. До этого момента уголовное прошлое сенатора оставалось тайной за семью печатями, и даже в Главном информационном центре МВД, где хранятся данные обо всех судимых, карточки на Кавджарадзе почему-то нет.
Начался скандал. Но и в этот раз Кавджарадзе попытался сделать хорошую мину при плохой игре: срочно разместил в газете интервью с самим собой, где вперемешку с размышлениями о судьбах отечественной сельхозотрасли, мимоходом, коснулся и грехов своей юности. Поведал, что еще в советские годы хотел жить в рыночной среде (прямо бунтарь-диссидент!), “и этого было достаточно для возбуждения дела. Сегодня это кажется просто нелепым, смешным. Скрывать мне абсолютно нечего!”
Ай-яй-яй. Такой молодой, и уже склероз. Сенатор Кавджарадзе точно запамятовал, что во всех своих анкетах на вопрос о судимости он отвечал однозначно: не привлекался.
Что ж, провалами в памяти Кавджарадзе страдал с самой юности. Еще в 88-м он потерял советский паспорт (32 МЮ 544755), получил взамен новый (2 СБ 692134), а потом про это забыл и по утерянному паспорту зарегистрировал на себя 5 машин.
С годами болезнь прогрессирует. Теперь он забывает писать в анкетах не только о судимости, но и об учебе в спецПТУ, и о работе каменщиком...
Вот как выглядит его трудовая книжка, копия которой была распространена в Совете Федерации:
старший экономист АО “Этуаль” (1992—1995); первый зампред правления КБ “Сфинкс-банк” (1995—1999); заместитель гендиректора ГУП “Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка” при Минсельхозе (1999—2001); член Совета Федерации от Липецкого облсовета (с 2001-го).
Вместе с тем нам доподлинно известно, что в 1996—1997 годах Кавджарадзе работал зампредом правления Московского национального банка: того самого банка, где верховодил скандально известный Ашот Егиазарян и где успешно прокручивались бюджетные миллионы. (В распоряжении редакции есть даже приказ о назначении Кавджарадзе зампредом правления.)
Зачем сенатору потребовалось утаивать этот факт — непонятно. С точки зрения репутации Моснацбанк ничуть не хуже, чем минсельхозовское агентство: скандалы с “крестьянскими” деньгами вспыхивают здесь постоянно. Наверное, снова забыл...
Даже трудно представить, как удалось такому забывчивому человеку экстерном окончить вуз. Всего за три месяца Кавджарадзе сумел осилить 5-летний курс Юридического института МВД (!) и получил диплом юриста.
Впрочем, в Министерстве образования эту метаморфозу объясняют просто: “Освоить образовательную программу по специальности 021100 в такие сжатые сроки не представляется возможным”, — пишет начальник Департамента образовательных программ Министерства. И добавляет, что в приложении к диплому вообще отсутствует целый ряд дисциплин. А посему: “считаем, что полученное М.Г.Кавджарадзе образование не соответствует предъявляемым требованиям и выданный диплом не имеет юридической силы”.
Вот она, рыночная среда, за которую с младых ногтей боролся наш герой. Только заплати, и весь мир ляжет у твоих ног. А что? Люди есть люди, везде хотят есть: и в ГИЦе, и в институте МВД, и в Липецком облсовете.
За такую среду не грех было и позвенеть кандалами...
* * *
Я всегда ценил в людях масштабность. Какие титаны заседают нынче в Совете Федерации: один глобальнее другого!
Андрей Вавилов: по оценке Антикоррупционной комиссии Госдумы, нанес государству ущерб в 2 миллиарда долларов. Больше года отсидел за решеткой Владимир Петров, бывший первый зам. министра финансов: его друзья из банка “Эскадо” облегчили казну на 40 миллионов долларов. Приватизировал полстраны знаменитый писатель Александр Казаков.
Вот это уровень, вот это размах! Не то что жалкие сто долларов, фальшивые диплом и трудовая книжка.
...Не знаю, как сложится после этого материала судьба гр-на Кавджарадзе, но на месте Липецкого облсовета я срочно отозвал бы его назад. Неудобно как-то держать в своих представителях такого человека. Коллеги из соседних регионов засмеют.
У них-то сенаторы — любо-дорого смотреть: миллионами воруют. А здесь... Не такая уж Липецк глухая провинция. При желании можно и приличного человека подобрать...
Мы попросили прокомментировать историю Кавджарадзе председателя Счетной палаты Сергея Степашина.
— Сергей Вадимович, нужны вам такие аудиторы?
— Ответ понятен заранее. И не в силу даже одних эмоций... Как я понял из документов, у Кавджарадзе нет высшего образования, и значит, по закону он не может быть аудитором. Что же касается всех остальных деталей его биографии... Я как профессиональный юрист полагаю, что налицо подлог. То есть уголовно наказуемое деяние. Надеюсь, после вашей статьи соответствующие органы заинтересуются этой историей.
— Возможен ли какой-то заслон на пути проходимцев в Счетную палату?
— Недавно я направил председателю Совета Федерации письмо, в котором прошу внести изменения в регламент. Будет правильно, если всех, кто выдвигается в аудиторы, станут проверять органы ФСБ. Нам не нужны случайные люди и мошенники, тем более что аудиторы работают с совсекретными документами и имеют доступ к гостайне.
— Но вряд ли для вас является секретом, что людей, подобных Кавджарадзе, в верхней палате немало? Сегодня цена сенаторства достигает пары миллионов долларов...
— Я бы разделил сенаторов на две части. Одна — это действительно грамотные, серьезные люди, имеющие большой опыт государственной работы; многих я давно знаю лично. А другая — да: состоит из людей случайных. Мотивы их делегирования в Совет Федерации очень размыты. Некоторые вообще не имеют отношения к регионам, которые представляют.
К сожалению, это стало сегодня реальностью. Вот буквально вчера мне сообщили, что по Москве расхаживает некий Владимир Кузьмин, который представляется моим советником. Намедни пришел в “Ростелеком”, сослался на меня и уговаривал профинансировать его выборы в Госдуму.
— Говорят, Кавджарадзе тоже ссылался на вашу поддержку.
— Вот-вот. Хотя я в глаза ни разу его не видел. Интересно даже посмотреть...
|