36-летний российский олигарх Роман Абрамович приобрел английский футбольный клуб «Челси» за 140 млн. фунтов стерлингов. Но как он заработал эти деньги? И как он смог стать владельцем такого огромного количества нефти в своей стране?
***
В столице Чукотки Анадыре стены обклеены рукописными объявлениями людей, желающих продать свои квартиры. Продавцы пишут свои телефонные номера на небольших листках, которые покупатели, как предполагается, срывают. Сорванных листков немного, хотя продавцы реальные. Несколько сотен долларов - это средняя цена за маленькую квартиру в этом городе.
Если вы пересечете Берингов пролив из штата Аляска, то Анадырь станет первой российской территорией, куда ступит ваша нога. Это очень холодный, унылый и полуразрушенный край, где люди подавлены болезнями и алкоголизмом. Многие из них готовы на все, лишь бы уехать отсюда. В четырнадцати часах полета отсюда на запад находится Фулхам, где размещена штаб-квартира английского клуба «Челси». Жители здесь не обклеивают стены своими объявлениями, а за цену однокомнатной квартиры здесь вы можете купить целые кварталы Анадыря.
Роман Аркадиевич Абрамович, второй самый богатый человек России и один из богатейших людей Европы, оказался в уникальном положении: он обладает собственностью в обоих районах. Он - губернатор Чукотки и новый владелец английского клуба «Челси». Купив «Челси», он перевел наличными из своей обедневшей родной страны в одну из самых богатых стран мира 140 млн. фунтов стерлингов, что является мелочью для этого миллиардера. Эти деньги он заработал в результате коммерческих сделок в эпоху Ельцина.
Абрамович - могущественная и таинственная фигура в России. О его личной жизни известно немного. Он редко дает интервью. О его лабиринтообразном бизнесе смелые российские журналисты написали немало критических статей, но Абрамович знает, что, подобно всем самым влиятельным российским бизнесменам - "олигархам", он неприкасаем. Однако если он вызовет ярость президента Владимира Путина, он может оказаться в тюрьме уже на следующий день.
Новый владелец «Челси» родился 24 октября 1966 в Саратове. Его родители умерли, когда он был еще ребенком, и он воспитывался дядей, который был высокопоставленным чиновником в советской нефтедобывающей промышленности. Мальчик рос в новой семье в регионе Коми, нефтяной области Сибири. В середине 80-х годов Абрамович пошел учиться в Губкинский нефтезовый институт в Москве. Как складывалась его биография дальше, неизвестно. Ясно лишь, что он сполна использовал свои связи в родном городе. Абрамович понял, как можно стать очень богатым, используя законы переходного периода Горбачева-Ельцина, когда компаниям было разрешено торговать природными ресурсами при огромной разнице между советскими и западными ценами за сырье.
Его наставником был Борис Березовский, бывший математик, который вошел в доверие к семье Ельцина и его окружению. Именно он был партнером Абрамовича в деле, которое позволило ему подняться до уровня очень богатых людей. В 1995 году Березовский убедил администрацию Ельцина создать в нефтедобывающей промышленности новую компанию. Позже он и Абрамович стали совладельцами компании, акции которой были проданы на аукционе всего за 110 млн. долларов. Спустя несколько лет стало ясно, что реальная стоимость компании равна миллиардам долларов.
В конце 90-х годов влияние Березовского уменьшилось. Заполняя вакуум, оставленный Березовским, Абрамович стал владельцем акций в российском телевидении, в «Аэрофлоте» и в российской алюминиевой промышленности. Сеть компаний, контролируемых Абрамовичем, фантастически сложна. Он умело избегал неприятностей, несмотря на взятие под контроль некоторых весьма «темных» предприятий.
Его приход в алюминиевую индустрию, к примеру, был расценен как приближение периода «алюминиевых войн», в ходе которых совершались убийства и производились аресты, а также выдвигались бесчисленные обвинения в коррупции. И если сегодня Абрамович процветает в России Путина, то только потому, что он не нарушает закон. Путин не имеет никаких претензий к своим фаворитам, которые становятся богатыми. С тех пор как Абрамович владеет 44% акций "Сибнефти", он получает ежегодно 480 млн. долларов в качестве дивидендов. Он также пытается получить огромную долю от 3 млрд. долларов, которые выплатила акционерам «Сибнефти» другая нефтяная компания олигарха - «Юкос», которая приобрела «Сибнефть».
Абрамович живет за кольцевой дорогой Москвы, в огромном роскошном особняке, который находится на хорошо охраняемой территории, где привыкли к строгости, потому что Леонид Брежнев и другие функционеры компартии имели здесь дачи. Он живет со своей второй женой и тремя детьми. Из отрывков его редких интервью становится ясно, что он имеет две яхты и любит китайские продукты и группу "Сплин", предпочитает смотреть фильмы, вроде "Соломенных псов" и "Криминального чтива". Он не связан ни с одним из футбольных клубов России, хотя в бывшем СССР у магнатов была привычка покупать «темные» российские и украинские клубы и создавать команды дорогих игроков, которые достигали успеха и затем исчезали.
Легче понять, почему Абрамович захотел купить «Челси», чем понять, почему он стал губернатором Чукотки. Живущие здесь чукчи в течение десятилетий были объектом шуток в России. Когда Абрамович появился на этой территории, раздавая населению доллары в стиле Робина Гуда, то неудивительно, что он выиграл выборы, явившись местным жителям в образе мифического героя.
Пока остаются без ответа вопросы о происхождении его богатства. Сейчас на глазах у публики и с благословения президента он переводит из России за границу сотни миллионов долларов. Болельщики соперников «Челси», однажды заметив его на трибунах, возможно, будут скандировать российскую песню: «Откуда деньги?».
Сокращенный перевод: Мехтиев Айдын, ИноСМИ.Ru
Опубликовано на сайте inosmi.ru: 03 июля 2003Оригинал публикации: From Russia with 3.4 bn pounds
Еще на эту тему:
Роман Абрамович: сирота, сделавшийся миллиардером
("The Financial Times", Великобритания)
Эндрю Джек (Andrew Jack), 02 июля 2003
"Роману Абрамовичу, одному из богатейших, но самых скрытных людей России, нравится проворачивать грандиозные сделки, в то же время самому оставаясь в тени
Москва, 2 июля 2003 года. Роману Абрамовичу, одному из богатейших, но самых скрытных людей России, нравится проворачивать грандиозные сделки, оставаясь в тени. Его стоящие многие миллиарды долларов авуары, в число которых входят весьма значительная доля в нефтяной группе "Сибнефть", 50-процентная доля в группе "Российский Алюминий" и целый ряд других разнообразных деловых интересов, от производства бекона, до целлюлозы и электроэнергии, контролирует его зарегистрированный в Великобритании инвестиционный фонд "Millhouse Capital".
Тридцатишестилетний г-н Абрамович вынырнул из беспощадного мира российского бизнеса в середине 1990-х годов - более молодой, более богатый и более поздний, чем большинство его собратьев, так называемых "олигархов". Его имя было почти неизвестным до 1999 года, когда газеты предложили премию за его фотографию, где был изображен скромно одетый человек с поросшим щетиной лицом, на котором застыла нелепая ухмылка.
Говорят, что он сделал свои первые деньги на торговле товарами широкого потребления и работал вместе с Борисом Березовским, ныне находящемся в зарубежной ссылке "делателем королей" при бывшем российском президенте Борисе Ельцине, в тот период, когда была приватизирована по крайне низкой цене компания "Сибнефть".
Еврей, как и многие из его корпоративных коллег, г-н Абрамович воспитывался в детском доме, где, по утверждению некоторых, он проявлял огромные персональные амбиции. Под патронажем г-на Березовского он установил тесные связи с семьей г-на Ельцина, в первую очередь с его дочерью, Татьяной.
Когда к власти пришел Владимир Путин, г-н Абрамович переключился с бизнеса на политику, заставив многих удивленно поднять брови, когда его избрали сначала членом федерального парламента, а затем губернатором Чукотского автономного округа, на северо-востоке России.
Это дало ему парламентский иммунитет во времена, когда все опасались нападок на окружавших г-на Ельцина олигархов, поскольку г-н Путин заявлял, что пытается сделать всех бизнесменов равноудаленными от власти.
Некоторые усматривали в Чукотке своеобразную внутреннюю ссылку, с помощью которой г-н Абрамович пытался вернуть свой долг обществу; другие же видели в этом желание расширить свои интересы за пределы бизнеса; а кое-кто еще считал это вполне оправданным с точки зрения бизнеса, ибо данный регион обладает огромными ископаемыми ресурсами, не говоря уже об огромных налоговых скидках для бизнесменов.
Г-н Абрамович и по сей день остается скрытным, избегает журналистов, а когда его загоняют в угол, дает на все вопросы очень короткие ответы. Он предпочитает перепоручать выступления - равно как и значительную часть повседневной работы по управлению своими авуарами - другим. Однако в частной жизни он способен выставлять напоказ свое богатство в более экстравагантной форме.
Когда в 2000 году г-н Березовский бежал заграницу, г-н Абрамович стал брокером при распродаже долей своего бывшего партнера в "Сибнефти" и в телевизионной станции ОРТ. Он продолжал расширять свои деловые интересы, когда в Россию потекли дивиденды от высоких мировых цен на нефть. Однако инвестиции не принесли ему таких прибылей, как сама компания "Сибнефть", в которой, как говорят знающие люди, он в принципе является единственным крупным держателем акций (около 90%). После слияния этой весной со своим российским соперником, компанией "Юкос", одни лишь ценные бумаги нефтяного бизнеса г-на Абрамовича стали стоить около 8 млрд. долл. США.
Он был первопроходцем в деле перегруппировки своих деловых интересов в единую холдинговую инвестиционную компанию, зарегистрированную за рубежом; однако он позднее других российских олигархов начал приобретать имущество за границей. Если некоторые его зарубежные приобретения и отдают скорее символичностью, чем деловыми интересами, то внезапная покупка футбольного клуба "Chelsea" стала, по крайней мере, примечательным и красочным событием, которое ознаменовало расширение его зарубежных интересов.
Перевод: Федотов Виктор, ИноСМИ.Ru
Опубликовано на сайте inosmi.ru: 02 июля 2003,
Оригинал публикации: Orphan who grew up to be a billionaire
|