Как только погибший атомоход "Курск" был установлен в плавдоке заполярного поселка Росляково, в его мертвые недра вошли военные следователи. И с того момента их работа не прекращается ни на минуту. Приходится спешить: студеная вода Баренцева моря, ушедшая из прочного корпуса субмарины, больше не поможет сохранять от тлена тела членов экипажа крейсера.
Ко вчерашнему дню удалось практически полностью обследовать четыре кормовых отсека. Продолжается разборка завалов, оставшихся после катастрофического взрыва в 3, 4, 5-м и 5-бис отсеках субмарины. Дело идет очень трудно - к утру более или менее завершен, к примеру, осмотр только четверти первой палубы 5-го отсека корабля. Однако уже найдены и подняты наверх 52 члена экипажа "Курска". Состояние тел после годичного пребывания на морском дне оказалось даже лучше, чем могли предполагать сотрудники Генпрокуратуры. В результате уже опознаны 39 павших моряков.
Но и экспертам судебно-медицинской лаборатории, специально развернутой во флотском госпитале в Североморске, тоже досталось. Скорее всего, именно им теперь предстоит идентифицировать фрагменты человеческих останков, уже найденных в почти полностью разрушенном и выгоревшем 2-м отсеке. И еще - тело неизвестного пока подводника, обнаруженное в районе командирской каюты. По словам Генерального прокурора Владимира Устинова, оно "буквально впечатано ударной волной" в переборку. Похоже, взрывом моряка забросило из другого отсека. Вначале следователи предположили даже, что это командир "Курска" капитан 1 ранга Геннадий Лячин, однако дополнительное исследование показало - это не так.
До окончания работы следственной бригады еще далеко, но важную особенность уже отметил главнокомандующий Военно-Морским флотом РФ адмирал флота Владимир Куроедов. По его словам, теперь ясно, что в четырех кормовых отсеках крейсера личный состав находился согласно боевому расписанию. Так и должно было быть, если атомоход в момент катастрофы выходил в торпедную атаку и в связи с этим на нем была объявлена боевая тревога. Однако в 4-м отсеке найдено больше моряков, чем положено было находиться в такой ситуации на его боевых постах и командных пунктах. Главком полагает, что, возможно, в течение тех 135 секунд, которые разделяли первый и второй взрывы на ракетоносце, была дана команда личному составу, уцелевшему в носовых отсеках, перейти в 4-й.
По словам Владимира Устинова, из 9-го отсека "Курска" следователи подняли еще одну предсмертную записку, находившуюся в бутылке из-под минеральной воды. Предполагается, что ее автор - старший мичман Олег Борисов, тело которого поднято на поверхность водолазами еще прошлой осенью. Но ничего существенного, что помогло бы приблизиться к разгадке тайны гибели "Курска", в записке нет. По свидетельству Генпрокурора, письмо носит исключительно личный характер и адресовано жене и сыну старшего мичмана. Напомню, что еще одна предсмертная записка, которую написал капитан-лейтенант Дмитрий Колесников, извлечена спасателями из того же 9-го отсека в прошлом году.
Надеются следователи теперь на изъятый из 5-го отсека самописец, фиксировавший параметры работы ядерных реакторов. А еще на сильно поврежденную водой и пожаром вахтенную документацию, находившуюся там же. Сейчас эти документы просушиваются, и примерно через три дня начнется их изучение.
Между тем едва "Курск" оказался на палубе плавучего дока в Росляково, как всем стало очевидно еще одно загадочное обстоятельство, требующее объяснений. В нижней части корпуса подлодки по правому борту в районе 2-го отсека зияет внушительная пробоина и тянется длинная узкая вмятина. Что это - след "того самого" подводного столкновения с неизвестной подводной лодкой? Эту версию, кстати, до сих пор не исключают ни командование ВМФ, ни правительственная комиссия, созданная для расследования причин гибели "Курска".
По сведениям вице-премьера Ильи Клебанова, такого мнения придерживается сегодня и ряд экспертов, исследовавших эти повреждения корпуса крейсера. Однако другие специалисты, говорит Клебанов, полагают: пробоина и вмятина могли образоваться из-за высоких температур внутри подлодки, вызванных пожаром, и как следствие - появлением там вакуумной среды. Это, дескать, могло привести к втягиванию внутрь обшивки правого борта.
Правда, не очень понятно, почему не пострадал от вакуума левый борт. И как подобное могло произойти, если учесть, что огонь бушевал внутри прочного корпуса атомохода, а продырявленным оказались легкий корпус и толстая внешняя резиновая обшивка "Курска"?..
Мало что прояснил пока и главком ВМФ, прокомментировавший обнаружение загадочных пробоины и вмятины в правом борту. По его словам, отверстие - "искусственного происхождения". Видимо, следует понимать так, что его проделали водолазы еще в момент, когда от субмарины на дне Баренцева моря отделяли покореженный взрывами торпедный отсек. А вмятина, считает адмирал Куроедов, может быть "либо следом от предыдущих швартовок, либо повреждением, полученным по какой-либо другой причине".
Бесспорно одно: если столкновение атомохода с крупным подводным объектом все же было, его следы не могли не остаться все на той же многосантиметровой толщины резине, которой обтянут погибший крейсер (как и любой современный подводный корабль, чтобы снизить возможности его обнаружения гидроакустическими станциями противника). Микрочастицы корпуса корабля-"убийцы", если именно он погубил "Курск", легко будут обнаружены экспертами-криминалистами. Ждать осталось недолго.
|