В понедельник бизнес-сообщество оказалось взбудоражено слухом об отставке по собственному желанию председателя правления "Газпрома" Алексея Миллера. Новость казалась невероятной: позиции Миллера, личного ставленника президента, назначенного всего 5 месяцев назад, представлялись незыблемыми. Слуху довелось просуществовать несколько часов, после чего его начали активно опровергать все официальные лица, начиная с пресс-службы "Газпрома", кончая лично премьером Касьяновым. Однако дыма без огня (или в данном случае - газа) не бывает. В разговоре со специалистами, аналитиками и людьми, близкими к "Газпрому", вырисовывалось сразу несколько версий происшедшего.
Биржевая игра
Именно ее озвучил, опровергая слухи об отставке шефа, начальник департамента по информационной политике "Газпрома" Александр Дыбаль. Дескать, за последнее время акции компании поднялись в цене, вот кто-то из биржевых спекулянтов и решил сыграть на понижение. Действительно, по данным Стивена Дашевского, ведущего аналитика компании "Атон", кратковременное снижение акций, вызванное новостью о Миллере, "стоит" свыше миллиарда долларов. Однако из этого вовсе не следует, что данный миллиард кто-то положил себе в карман: ведь речь идет о деньгах виртуальных. Если бы реальные миллиарды зарабатывались так просто, слухи о тех или иных отставках появлялись бы каждый час.
Политические разборки
За эту версию говорит тот факт, что первая информация об отставке появилась на сайте Глеба Павловского - "Страна.ru", - а предшествовала ей короткая, но разгромная заметка в газете "Время новостей", которую считают близкой к администрации президента. Отсюда возникла версия, что ситуацию спровоцировали высокопоставленные сотрудники администрации (называют фамилии Волошина, Абрамова, Медведева), недовольные деятельностью нового главы газового ведомства. Но поскольку напрямую ставленника президента они тронуть не могут, в ход идут методы провокаций и психологического давления: авось Миллер не выдержит и сам хлопнет дверью. Тем более что некоторыми аналитиками Миллер рассматривался изначально как "промежуточная" фигура, потребная для обеспечения смещения "тяжеловеса" Вяхирева.
Внутрихозяйственный конфликт
Достоянием гласности стал "раздрай" между старой командой управленцев "Газпрома" (оставшейся со времен Вяхирева) и новой, приведенной уже Миллером. Беда даже не в том, что идет активное "перетягивание каната" между Петром Родиновым, возвышенным Миллером с просто зама до первого зама, Вячеславом Шереметом, уволить которого с аналогичной должности у нового председателя правления не хватило "политического веса", и Виталием Савельевым - питерским банкиром, поставленным "рулить" финансами "Газпрома". А в том, что вся эта мышиная возня (впрочем, по масштабам ее можно назвать и львиной - суть от этого не изменится) вышла за пределы компании. Знающие люди говорят, что и во времена Вяхирева случались внутренние разборки, но сор из избы не выносился, а руководство "Газпрома" на людях выглядело единой командой. Если эта версия верна, значит, старая газпромовская гвардия, зализав раны после "силового" воцарения Миллера, нанесла мощный и продуманный ответный удар.
Деловая некомпетентность
Скептики еще в момент назначения Миллера сетовали на его малый профессиональный опыт. Низовая руководящая работа в масштабах Петербурга плюс короткая "стажировка" в качестве замминистра энергетики: не слишком внушительный багаж для руководства первой компанией страны. А дальше из недр "Газпрома" посыпались сообщения, вроде бы подтверждающие эти опасения. То один из замов Миллера Сергей Дубинин зачем-то разразится письмом к своему шефу, живописующим финансовые проблемы компании. То громко и скандально хлопнет дверью газпромовской медийной структуры Альфред Кох. То зайдется в крике на Совете директоров первый зампред Петр Родионов. Кстати, этот Совет, прошедший на минувшей неделе, говорят, стал последней каплей для установления диагноза "профнепригодность". В отсутствие больного Миллера менеджмент "Газпрома" не смог принять решения по двум принципиальным вопросам: дополнительной эмиссии акций нефтехимической компании "СИБУР" и возвращению от дочерней "Итеры" акций ЗАО "Пургаз". Стало понятно, что если уж с такими задачами команда Миллера не в состоянии справиться, то более глобальные - вроде реформирования "Газпрома" - им и вовсе не по зубам.
Борьба с "неприкасаемыми"
"Наезд" на Миллера странным образом совпадает с нападками Генеральной прокуратуры на Николая Аксененко и Сергея Шойгу. Вроде бы и способы атаки разные, и люди - объекты этой самой атаки - из разных команд. Роднит их, пожалуй, только одно: все они еще недавно казались "неприкасаемыми" - кто-то в силу опыта и авторитета, кто-то в силу близости к президенту. Но, похоже, в планы Владимира Путина не входит создавать вокруг себя касту "неприкасаемых". Очевидно, сегодня и Аксененко, и Шойгу, и Миллер чувствуют себя не так уверенно, как вчера. Внезапное исчезновение с арены Миллера можно расценивать как элементарный испуг перед тяжестью враз свалившихся на него проблем. А человеком, кресло под которым шатается и который судорожно ищет новую точку опоры, управлять, как известно, легче.
Говорят, через пару дней Алексей Миллер выздоровеет и вернется на работу. Но это будет уже другой Миллер, который придет в другой, изменившийся "Газпром". И это уже не слух, а факт.
|