Любой квалифицированный автослесарь начинает предпродажную подготовку подержанной машины с подкручивания спидометра. В результате этого нехитрого приемчика цена авто может подскочить вдвое, при одном, правда, обязательном условии: если покупатель - лох.
Никогда не думали, что такими вот "автослесарями" кишмя кишит русский сегмент Всемирной сети? Когда год назад мы только начинали первые робкие попытки что-то замутить в Рунете, к нам пришли какие-то люди с денежным предложением. Хотите, сказали они, чтобы в российских поисковых машинах ваш сайт при наборе определенных ключевых слов всегда выскакивал первым? Конечно, хотим, сказали мы, еще плохо отличая хиты от хостов. С автодилеров и прочих торгашей мы за эту услугу берем $15-20 тысяч в месяц, сказали нам, но вы - журналисты, поэтому будет дешевле. Мы не стали сразу отказываться от этой бредовой затеи, попытались выяснить технологию виртуального обмана, но "гиены поисковых машин" быстренько ретировались. Кстати, логика поисковиков типа Yandex или Rambler при нахождении интересующей информации для нас до сих пор остается загадкой. Нутром-то мы, конечно, понимаем, что за все в этой жизни нужно платить. Но глупо тратить деньги впустую.
Умные люди, наивно полагали мы, сами разберутся, на каком политическом сайте стоящая информация, которой можно доверять, а где полная туфта и сплошные перепечатки. Не тут-то было.
Зачиная Агентство федеральных расследований FreeLance Bureau, мы ведь как рассуждали: разве может сборище бывших математиков и физиков из так называемой интернет-тусовки, дилетантски занимающейся информационным наполнением карликовых по размеру читательской аудитории новостных сайтов, сравниться с командой профессиональных журналистов, которые лет по десять отработали в таких печатных монстрах, как "Комсомольская правда", "Известия", "Совершенно секретно"? Что нужно читателям этих газет с многотысячными тиражами, мы знали назубок, и нам казалось, что в Сети мы уберем всех очень быстро.
Но счетчики на сайте вели себя как сломанные тахометры, трехзначные цифры суточных посещений приводили нас в уныние. По многолетнему опыту работы в оф-лайновых СМИ мы знали, что письма в редакции пишут в основном сумасшедшие. Но мы никогда не предполагали, что в свое время нас читало так мало нормальных людей, судя по интернетовским счетчикам. При этом тексты на сайте были круче, сенсационные документы предлагались в полный рост, темы брались самые горячие, на планерках в некоторых центральных газетах наши материалы ставились в пример обленившимся спецкорам. А в ответ от пользователей и деятелей Сети мы слышали: а вы кто здесь такие? Почему вам нужно верить? Отчего это у вас заходов так мало? Оказалось, что многие пользователи Рунета с тупой настойчивостью идиотов больше верят показателям счетчиков и рейтингов, нежели журналистским именам и качеству предлагаемых текстов. И мы эту традицию захотели сломать, не представляя, правда, каких усилий это будет нам стоить и сколько нервов придется сжечь,
Тем не менее поначалу, откровенно говоря, нас захватила азартная интернет-статистика, которую предоставляли рейтинги поисковиков. За десяток лет работы в офлайне, занимаясь серьезными журналистскими расследованиями, снимая министров и генералов с высоких постов, разоблачая олигархов, мы получили всего-то с десяток писем-откликов, хотя знали, что во многом от нашей деятельности зависит многотиражность родных изданий ("КП", "Совершенно секретно"). А в Интернете все было просто и понятно: в онлайновом режиме было отчетливо видно, какой материал читают лучше, а какой не воспринимают вообще, какие темы или персоны волнуют людей больше, а какие проблемы не трогают совсем никого. Особенно забавляло то, что нас читают где-то на Кокосовых островах или в Мухосранске, что позволяла определять статистическая информация.
Но наши баннеры не проходили цензуру в обменных сетях, мы получали издевательские письма по электронной почте, нас раздражали и бредовые отзывы о нашей работе на форумах, нас выводил из себя информационный спам на крутых новостных сайтах. Любой первокурсник журфака переписывал бы "тассовки" талантливее, чем делала это интернет-тусовка на АПН или "Ленте", нас коробило от заголовочного вранья в топ-листах "Рамблера" (достаточно было какому-то сайту громко брякнуть: "Ельцин умер! " - и посещаемость сайта подскакивала на несколько порядков). Словом, весь этот детский лепет на лужайке нас в итоге настолько задолбал, что стало ясно: без как: ого-то безумно-хулиганского прорыва не обойтись, иначе мы так и будем болтаться со своим профессионализмом на задворках Рунета, а все деньги, вкладываемые в сайт, пойдут прахом. И мы устроили фейерверк с публикацией так называемой "Базы данных службы безопасности группы "Мост" общим объемом в 20 000 страниц (Ленин и то за всю свою гениальную жизнь опубликовал гораздо меньше).
Счетчики, естественно, сошли с ума, потому что центральные офлайновые СМИ посвятили этому событию целые полосы. Вся Москва зачитывалась "Базой "Моста", ее спешно копировали в адвокатских бюро и отделениях милиции, памятуя печальную судьбу "Когтя", СD-диски с "Базой" в открытой продаже появились немедленно и по сходной цене на Митинском радиорынке. Нам надоело раздавать глубокомысленные интервью западным журналистам. Им же было бесполезно объяснять, что таким образом мы хотели сломать прежде всего тупые традиции и правила, законодателями которых являются владельцы российских поисковых роботов. В итоге нашему веб-мастеру некие агрессивные люди предложили выбор: либо снесем башку, либо возьми у нас 100 000 долларов за то, что грохнешь сайт FLB. Ну а мы пожали богатый урожай уголовных дел, ходим на допросы по сей день...
А что в это время происходило в "Рамблере"? Сайт FLB просто вышвырнули из топ-листа в разделе "Политика", сочтя нас мошенниками, накручивающими счетчики с помощью дружественных порносайтов. Известно ведь, что каждый думает о других в меру своей испорченности. И еще впечатление сложилось, что люди из "Рамблера" с некоторых пор живут какой-то своей, параллельной жизнью, никак не пересекающейся с общей действительностью, не читают газет, не смотрят телевизор...
На верхних строчках рейтингов поисковых машин мы продержались недолго, всего-то с месяц, затем интернет-тусовка восстановила статус-кво, разогрев счетчики "своих" сайтов до предела. Но мы уже успокоились, достигнув намеченных целей.
В принципе, крысиные бега сайтов в топ-листах российских поисковиков нас с некоторых пор перестали волновать. Нам достаточно и того, что мы прочно входим в десятку самых посещаемых Интернет-версий центральных СМИ (хотя они своих возможностей не используют и на десятую долю, просто перекачивают материалы из офлайна в Сеть, не публикуя документы, не используя интерактивы, не выкладывая свои обширные бумажные подшивки). Тут мы уверенно опережаем "Коммерсант", "Российскую газету", "Новую газету" и проч. Кстати, это обстоятельство на рекламодателей и пиарщиков производит, как правило, большее впечатление, чем малопонятная цифирь на счетчиках.
Мы теперь знаем, что материалы нашего сайта активно читают в Кремле, Белом доме, Госдуме РФ, Генпрокуратуре РФ, на Лубянке, в Совете безопасности РФ, в губернских администрациях; мы точно знаем, что наши публикации постоянно перепечатывают региональные СМИ, полузадушенные губернаторами (когда есть ссылка, пусть и на Интернет-издание, все ж безопаснее); мы в курсе, что нас читает все русское зарубежье - в СНГ, Прибалтике и на Западе; мы создали коллектив, которому по силам любые журналистские расследования; мы теперь уверены: что бы мы ни написали, материал всегда достигнет адресата, его прочитают те, кому он и предназначался. А на массовую аудиторию, кстати, мы никогда и не рассчитывали.
Но вот единственное, чего мы пока не понимаем: зачем политтехнологи заставляют своих клиентов тратить сотни тысяч долларов на размещение публикаций в офлайне, а не в Сети, хотя эффект от печатного и виртуального пиара почти одинаков? Но и этой традиции скоро настанет кирдык.
А что касается счетчиков и накручивающей их интернет-тусовки - время все расставит по местам. Хотя нормальным интернет-читателям мы все-таки рекомендуем почаще заходить на сайты, поддержкой которых занимаются журналисты-профессионалы, а остальные пусть остаются с носиком. На наш взгляд, сегодняшняя ситуация в политическом Рунете напоминает привокзальный лохотрон. В роли зазывал выступают Rambler, Aport, TopList, SpyLog, TopStars... Они завораживают доверчивых пользователей магией цифр на счетчиках, звездочками рейтингов профессионализма сайтов, первыми строчками своих топ-листов. Но когда кликаешь на рейтинговые ресурсы, там - пустота. Ощущение такое, что владельцы многих накрученных медиа-проектов в Рунете не заинтересованы в их развитии и превращении во влиятельные СМИ, которые бы составили достойную конкуренцию офлайну. Хозяева таких ресурсов просто надеются на их перепродажу и пытаются обмануть инвесторов и пользователей с помощью счетчиков и рейтингов. Это психология автослесаря, накручивающего спидометр, а не дизайнера концепткаров. Глупые... Они не понимают, что массовость интернет-издания гораздо дешевле стоит, чем его политическое влияние, а обман - он ведь рано или поздно раскроется.
В принципе, антагонизм между "специалистами" Сети и журналистами-профессионалами, которые пытаются сегодня создавать в Рунете интересные медиа-ресурсы, очень похож на конфликтную ситуацию между производителями печатных изданий и их распространителями, сложившуюся в начале 90-х. Но последние очень быстро поняли, что друг без друга не обойтись и лучшим решением будет договориться о совместном бизнесе, а не погружаться в бесконечные распри и споры о том, кто круче. А ведь Rambler или Yandex - это обычные распространители интернет-изданий. И не надо, наверное, их владельцам прыгать выше головы - налаживать свои новостные блоки, накручивать счетчики "своим" медийным сайтам. Кстати, такие известные распространители печатной продукции, как "Логос-М" и "Метропресс", на заре бизнес-деятельности тоже пытались выпускать свои издания, но быстро поняли, что это путь в никуда. Каждый должен заниматься своим делом. Впрочем, сложится ли в Рунете такой же взаимовыгодный симбиоз, как на российском рынке печатной продукции, неясно. Кажется, многие застыли в ожидании золотого дождя с неба, завороженные объемами финансовых вливаний в американские Интернет-проекты, А нужно просто профессионально работать, а не ждать, что под лежачий камень в виде накрученного счетчика с многими нулями рекой потекут многомиллионные суммы.
Пока что, если верить социологическим опросам, 70% читателей рейтинговых Интернет-изданий ими недовольны. Читателей ну никак не устраивает качество размещаемой на них информации, и почти все отмечают ее поверхностность. И в итоге к медиа-рынку в Рунете пока многие относятся как к вторичному, а следовательно - второсортному.
Оказалось, что многие пользователи Рунета с тупой настойчивостью идиотов больше верят показателя счетчиков и рейтингов, нежели журналистским именам и качеству предлагаемых текстов. И мы эту традицию захотели сломать, не представляя, правда, каких усилий это будет нам стоить и сколько нервов придется сжечь.
***
А что касается счетчиков и накручивающей их интернет-тусовки - время все расставит по местам. Хотя нормальным интернет-читателям мы все-таки рекомендуем почаще заходить на сайты, поддержкой которых занимаются журналисты-профессионалы, а остальные пусть остаются с носиком.
***
Ощущение такое, что владельцы многих накрученных медиа-проектов в Рунете не заинтересованы в их развитии и превращении во влиятельные СМИ, которые бы составили достойную конкуренцию офлайну. Глупые... Они не понимают, что массовость интернет-издания гораздо дешевле стоит, чем его политическое влияние, а обман - он ведь рано или поздно раскроется.
|