Политики ловят избирателей в свои сети
Лестное для многих мнение, что Рунет всерьез политизировался, - всего лишь попытка выдать желаемое за действительное. Ресурсы, которые бесспорно или условно можно отнести к политическим, составляют примерно 1 % от сайтов, зарегистрированных на домене "ru". При этом до 60% российских пользователей Интернета ежедневно просматривают политическую информацию, причем не на специализированных, а на информационных сайтах. Попытка же приблизительного анализа политических сайтов приводит к довольно забавному результату: сайтов много, посетителей мало, предложение сформировано без учета спроса, но всем от этого хорошо.
Первая группа ресурсов - самая амбициозная и светская - это персональные сайты политиков. Как правило, они представляют биографию своего героя и небольшую фотогалерею. (Самое богатое фотодосье на сайте у Владимира Вольфовича, смотришь картинки и понимаешь: вот оно, лицо истории!) Иногда встречаются новости из профессиональной и даже из личной жизни представленной фигуры. И почти всегда - академические труды, манифесты, обращения, заявления и прочие письменные акты самовыражения.
Эта группа пестра и разнообразна, поэтому ее можно смело поделить еще на три подгруппы. Не столько для пользы навигации, сколько для того, чтобы понять мотивацию тех, кто сайты инициировал и "исполнял". Сухая и часто по-советски официозная подача материалов, кондовый стиль и прямолинейность оценок на официальных сайтах региональных лидеров. Фотографий здесь мало: статичная, три на четыре, взгляд бесстрастный, глаза в глаза. Биография типа "родился-женился-назначен-награжден-переведен". Внизу раздел "контакты" с телефоном приемной и недействующим e-mail. Все.
Оттенком светскости и привкусом сериальных подробностей схожи неофициальные странички политических звезд и лучшая часть официальных (например, Ирины Хакамады). Здесь и фотографии живее (включая детские и юношеские, когда политик смотрит на тебя глазами подростка из школьного "далека", без цинизма и искушенности), и рассказы о нем, любимом, - с признаками литературности и добротного пера (из журналов "Профиль" или "Персона"). Посетители заходят сюда случайно, по цепочке ссылок, но листают с любопытством и холодком стеснительного интереса к событиям по ту сторону замочной скважины.
Третья фракция этой группы - этакая смесь "экстремала" и обожания. К ней относятся всевозможные сайты "в поддержку" и "фан-клубы". Есть фан-клуб президента Азербайджана, например, и сайты вроде "Руки прочь от Примакова!". Они совсем сиротки-однодневки, их создают под событие или на волне конъюнктурного публичного интереса, в них мало правильно расставленных запятых, но в изобилии восклицательные знаки и непечатная лексика.
Кроме того, в Рунете около 180 страничек всевозможных политических партий и движений. Приблизительно четверть из этих ста восьмидесяти находится в глубоком, как говорят программисты, "дауне" или в "ошибке 504". То есть сервер, на котором осуществляется поддержка такого сайта, либо закрыт, либо сломан, либо провайдер отключил владельцев ресурса за неуплату.
Еще четверть таких проектов существуют формально. И загрузка каждого из этих шедевров политической коммуникативности занимает не меньше 5-6 минут. Потому что созданные командами любителей, они напичканы "тяжелой" графикой, анимацией, ярлыками, цветными заставками... Такие проекты появляются по принципу "чтобы было", пользы всерьез от них никакой - затрат, впрочем, тоже. А на рекламных предвыборных календариках, как признак продвинутости, появляются три буквы: "вэ-вэ-вэ".
В оставшейся половине этой категории живут добротные, сколоченные средней руки профессионалами ресурсы, с довольно часто обновляемой страничкой новостей (для такого проекта и одна новость в неделю - не худо), и 15-40 посетителями в неделю.
Есть и счастливые исключения. С достаточным вкусом сделан сайт СПС, благословленного на прорыв в Интернет своими продвинутыми лидерами. Неплохо выглядит партийный сайт "Яблока" - с увядшим, правда, "Яблочным садом" (форумом), но активно обновляемыми новостями из жизни партии.
Удачный проект Nasledie.m (движение "Духовное наследие") не выглядит внешне корпоративным проектом движения господина Подберезкина. "Наследие" удобно и профессионально разместило на сайте справочные блоки, биографии политиков, итоги выборов, исторические и аналитические материалы по глобализации, войнам, международным отношениям и даже достаточно свежие политологические материалы модных авторов. Лозунгов и знамен нет, полезной информации для болельщика - вдоволь.
Впервые в жизни - несколько добрых слов господину Жириновскому со товарищи. Сайт ЛДПР - зеркало души Владимира Вольфовича и фан-клуб одновременно. Все амбициозно, громко, рьяно. Если новости - то с неизменным резюме о судьбоносной роли ЛДПР в истории. Если о Жириновском - то с придыханием. Все это в хорошей графике, с функциональным и ненавязчивым дизайном и удобной навигацией. Это, пожалуй, пример удачного сочетания личных амбиций, прагматизма и щедрости. Видимо, в компенсацию отсутствующей идеологии.
Перейдем из парадных прихожих в коммунальную кухню. Никто не спорит, что собирать, а тем более читать компромат - стыдно, плохо и нереспектабельно. Поэтому еще раз скажем "фи", прежде чем отправиться на экскурсию по "дежурным" сайтам политтехнологов и политических журналистов: www.compromat.ru, www.flb.ru и www.stringer-agency.ru. "Компромат" сделан без художественных изысков с преобладанием цветов детского конфуза и с колоссальной, хорошо структурированной объемной базой данных. Самые грязные политические слухи, подлые инсинуации, распечатки телефонных переговоров, расшифровки уголовных дел, в общем, все свидетельства отягощенного прошлого, настоящего и несовместимого с правилами человеческого общежития и морали будущего российской политической элиты выложены на этом ресурсе с тщанием и аккуратностью.
Совсем иное дело - проект "Федеральное бюро расследований", также стремящееся по посещаемости попасть в лучшую десятку. То, что Бюро называет "расследованиями", представляется совершенно грубым и неизящным сливом, мягко говоря, непроверенной информации. Но то, как это делается, в какой момент и под каким соусом, выдает опытную руку. Примерно того же роду и племени ресурс "Стрингер" - сетевое "зеркало" одноименной газеты, возглавляемой бывшим руководителем Службы безопасности президента Ельцина Александром Коржаковым. От "Бюро" "Стрингер" отличается повышенной злобностью и неосмотрительностью - информация, размещаемая на сайте, обычно опровергается фигурантами буквально на следующий день... Впрочем, многим посетителям вышеозначенные сайты нравятся именно своей "желтизной"...
Очевидно, что большая политика всерьез и надолго признала Интернет как инструмент влияния на электорат. С другой же стороны... По данным соцопросов, 74% россиян не пользуются Инетом совсем, а четырнадцать процентов даже и не подозревают о существовании Мировой сети.
Страницу подготовил Олег ОВЧИННИКОВ
[ovchinikov@izvestia.ru]
Фото:
- Владимир Жириновский использует нестандартные методы общения с избирателям"
|