Одни его любят ровно за то, за что другие ненавидят. Он выплескивает на поверхность правду, поскольку когда-то решил, что только правда может сделать мир чище и лучше. Мы предложили Сергею нашу традиционную анкету, но, прочитав ответы, поняли, что впервые вопросник не сработал.
Ответы были честными, но за скобками оставалось что-то очень важное, то, чего мог ожидать и, в итоге, не получал наш читатель. И тогда мы решили пожертвовать чистотой жанра в пользу читательского интереса. Мы предварили анкету набором таких вопросов, которые могли бы оказаться не столь удобными для ответов.
Пусть две серии ответов будут двумя сторонами одной медали, имя которой - Сергей СОКОЛОВ.
Первая, "прицепная", серия вопросов
- Сергей, ты как комета: то появляешься на небосклоне, пугая суеверных (или согрешивших), то исчезаешь, чтобы вновь возникнуть, волоча за собой хвост скандалов и разоблачений. Это судьба? Или мировоззрение? Или просто случайно так складывается?
- Мне кажется, что я все эти годы никуда не исчезал, во всяком случае, для друзей и знакомых. Мерцают, исчезают, видоизменяются только газетные и (особенно! ) телевизионные проекты, в которых я участвую: "Скандалы недели", "Черный ящик". Да и то не совсем по моей вине. Для меня вся наша бурная трудовая деятельность - это просто интересная работа. А что касается череды постоянных скандалов, то это как в свое время у Сергея Бубки: взял высоту в 6 м. 12 см., а потом уже трудно остановиться. И не хочешь прыгать, а надо.
- Когда-то ты был комсоргом "Комсомолки", и в анкете объясняешься в любви к этой газете. Что случилось, когда ты, твой тезка Сергей Соколов, и "группа товарищей" ушли, чтобы создать "Новую ежедневную газету"?
- В нашей компании есть одна довольно трогательная дата - 13 ноября. В пятницу, 13-го ноября 1992 года состоялось акционерное собрание "Комсомольской правды", на котором, согласно веяниям времени, коллектив избирал главного редактора. Проходило это мероприятие довольно бурно. В итоге мы проиграли. Главным редактором стал Владимир Сунгоркин. А мы, человек 40-50, потянулись вслед за нашими командирами - Дмитрием Муратовым и Сергеем Кушнеревым - создавать новую газету, которую в итоге так и назвали - "Новая ежедневная...". А "Комсомолка", как мы тогда и предполагали, досталась людям, которые сделали из нее то, что сумели - таблоид, где на целую полосу могут забабахать материал под заголовком "Женщину засосало в унитаз" и дать подробную схему случившегося в самолете.
Так вот, каждый год, 13 ноября, нас собирает бывшая зав. отделом образования Юля Будинайте (сейчас - гл. редактор журнала "Цветной телевизор"). В основном, на эти посиделки приходит человек 10-12: Муратов (гл. редактор "Новой газеты"), его заместитель Сергей Соколов (мой почти полный тезка), Кушнерев (гл. редактор телекомпании "ВИД"), Леша Косульников ( шеф-редактор всевозможных "видовских" программ), Володя Умнов (гл. редактор газеты "Время ММ"), Дима Сабов (заместитель Умнова), Слава Недогонов (один из столпов издательского дома "Спид-Инфо"), Олег Волков (редактор отдела информации газеты "Время новостей") и вечно опаздывающий Кира Белянинов (спецкор "Новых Известий"). В общем, единственное, о чем мы в этот день жалеем, что не работаем больше вместе.
- С чего началась расследовательская эпопея? Мы помним твои статьи, выходившие еще в советское время: о разработке тектонического оружия, о торговле золотом и алмазами, о возможности контроля за личностью с помощью биоэнергетических технологий. Это прошлое? Это было несерьезно? Ведь сегодня этих тем нет на FLB.
- На самом деле, если человек гордо заявляет, что он занимается журналистскими расследованиями, разделите его слова на восемь. Это обычная репортерская работа. Просто на подготовку материала у тебя иногда уходит неделя, иногда месяц, а иногда полгода. Это постоянное общение с большим количеством людей из самых разнообразных сфер жизни. В общем, со временем тем и текстов стало так много, что нам захотелось создать собственное СМИ - Агентство федеральных расследований. А что касается тектонического оружия или золота с алмазами-я не считаю, что мы в чем-то изменили своим прошлым репортерским опытам. Откровенные публикации о неизвестных фактах из биографий Путина, Грефа, Шойгу, Кириенко, Чубайса и т.д., многотомная База данных службы безопасности "Группы Мост", которую мы "вывалили" на fib.ru, ежемесячный общественно-политический журнал "Компромат.ru" - это не менее интересная и не менее репортерская работа.
- С какого момента вы с Сергеем Плужниковым занялись вопросом о "Золоте КПСС"? Кого заинтересовали (власти, банки, прокуратура) эти публикации?
- Многолетними соавторами и партнерами нас с Сергеем Плужниковым сделал наш редактор в "Комсомолке" Дима Муратов. Это он 22 августа 1991 года поручил нам заняться "золотом партии". С тех пор приятели шутят: "Золото КПСС они, конечно, не нашли, но какое-никакое состояние себе сколотили". А лучшей оценкой нашего труда стал отчет полуцээрушного американского детективного агентства "Кролл", которое по контракту с Гайдаром искало партийные счета в западных банках. Примерно наполовину "совершенно секретный" доклад детективов состоял из пересказа наших с Плужниковым публикаций. "Кроллики", кстати, за этот труд получили от российского правительства 3 миллиона долларов. Зато мы недавно сняли документальный фильм для НТВ - "Золото партии - 10 лет спустя", в котором смогли более или менее внятно объяснить, каким образом у наших олигархов появился первоначальный капитал.
- Какова эффективность публикаций? Кто на них реагирует?
- Проще всего ответить на этот вопрос с помощью цитат из газет:
"Именно www. flb.ru первым создал свой оригинальный "путинский портфель компромата", который уже широко разошелся по Сети. При этом нет сомнений в том, что в его сборе посильную помощь авторам также оказали сотрудники некоторых спецслужб" ("Сегодня").
"Одиссея российского танкера "Волгонефть-147", о захвате которого две недели назад американским крейсером в Персидском заливе мы уже писали, кажется, подходит к концу. Между тем, с сайга в интернете (www. flb.ru.) стали известны некоторые любопытные факты, касающиеся этой операции" ("Советская Россия").
"Редакция Агентства федеральных расследований {FreeLance Bureau) подает в суд на журналиста газеты "Известия" Евгения Крутикова, обвинив его в плагиате, сообщает СМИ.Ru... Как выяснилось, ровно половина этой статьи совпадает со статьей журналистов FreeLance Bureau, помещенной в интернете еще неделю назад". ("Лента, ru")
"FLB.Ru подготовило грандиозный скандал. В нем затрагивается более трехсот имен известных людей РФ". ("Независимая газета")
"Сайг принадлежит "Агентству федеральных расследований FreeLance Bureau". Не без гражданского пафоса сотрудники агентства пишут во вводной статье: "Наш диагноз - страна живет в состоянии "Рашенгейта", и наша с вами личная жизнь смакуется и выворачивается наизнанку". ("Ведомости")
"Вчера председатель наблюдательного совета Конверсбанка Геннадий Хандорин неожиданно разослал крупнейшим акционерам и руководству банка письмо о своей отставке. Один из сотрудников Конверсбанка предположил, что господин Хандорин попросту испугался факта публикации в пятницу на сайге flb.ru расшифровок переговоров членов наблюдательного совета". ("Коммерсант")
"А вот что будет делать Кучма, когда в любой сельской школе можно будет прочитать материалы сайга fib.ru или парочку украинских сайтов, на которых о нем не всегда лестно отзываются? "... ("Украинская правда")
"Активность украинской милиции в расследовании дела Гонгадзе можно понять... По словам неизвестного, "Украинская правда" навлекла на себя гнев высокопоставленных лиц тем, что воспроизвела публикацию сайга fib.ru о связях Волкова с уголовным миром". ("Коммерсант")
"Интересно, что когда Владимир Путин только стал и.о. Президента, известный российский интернетовский сайг FLB.ru опубликовал некоторые подробности биографии ВВП, то у журналистов мгновенно начались проблемы". ("Новые Известия")
"Интернет-газета Агентство федеральных расследований сообщает, что в администрации Президента РФ находится проект указа, в котором говорится о создании холдинга, куда войдут ОРТ, РТР и федеральное государственное унитарное предприятие "Телевизионный технический центр". ("Молодежь Татарстана").
"Михаил Фридман, глава огромной "Альфа-групп" засобирался из России. ...Все интриги дела "Альфы" скрупулезно исследует Агентство федеральных расследований, и пересказать эту сагу коротко довольно сложно". (РБН)
"Практически все материалы центральных СМИ, содержащие данные о предпринимательской деятельности господина Волошина, можно найти на интернет-сайте Flb.ru". ("Коммерсант")
"Помощники Кириенко умудрились некоммерческую контору превратить в процветающую коммерческую организацию. Что сейчас? По информации журналистов сайга FLB.ru. некоторые гробы по цене дотягивают до 40 тысяч рублей, памятники - еще дороже". ("Собеседник")
"Собственно, в российской зоне Сети сейчас действует один (! ) сайг, предоставляющий своим посетителям оперативную информацию о дерьме властей предержащих - некое "Агентство федеральных расследований". Сайг flb.ru был создан бывшими сотрудниками "Совсека" Сергеем Плужниковым, Сергеем Соколовым и Алексеем Челноковым". ("Версия")
- В интервью радио "Свобода" и "Независимой газете" в разное время ты объяснял публикацию компромата тем, что хочешь дать возможность обществу бороться с противозаконной слежкой и т.д. Ты так действительно думаешь или лукавишь? Ведь в итоге ты печатаешь тот самый компромат, который раньше был достоянием лишь узкой группы людей.
- Может быть, немного и лукавлю. Но по-настоящему лукавят высокомерные политики и владельцы официозных газет, когда вводят и навязывают обществу двойные стандарты в восприятии обычных фактов. Получается так: если мы публикуем свой материал (скажем, о финансовых аферах Александра Волошина) в интернете - это компромат, слив, грязное белье. А если я тот же материал печатаю в какой-нибудь газете со старым добрым "советским" названием - это журналистское расследование. Иногда до смешного доходит. Полтора года назад я опубликовал в "Литературной газете" статью о "черной" предвыборной кассе генерал-губернатора Лебедя. Статью цитировали, дело дошло до разбирательства в Верховном суде, Лебедю, согласно Конституции, светила досрочная отставка. А недавно, в декабре 2001 года мы опубликовали тот же текст (с некоторыми дополнениями из сегодняшних реалий) в нашем новом ежемесячном глянцевом журнале "Компромат. ru". Опубликовали потому, что эту историю незаслуженно "замяли" на уровне Кремля. И теперь - это уже было воспринято как "слив, компромат, грязь" и т.д. "Компромат" - всего лишь слово, привлекательное для читателей. Все остальное - обычная журналистика, обычная репортерская работа. Мы не путаем журналистику с ложью и клеветой. Подобная путаница, на мой взгляд, больше относится к политике и политикам.
- На твой сайт Kompromat.ru я не смог попасть. Ты заменил его глянцевым журналом? Или сайт подвергся атаке?
- Нет, все проще: сайт на реконструкции. Раньше он выполнял роль ловушки: пользователь набирал в поисковике громкое слово "компромат" - и попадал на наш одноименный сайт, который честно работал зеркалом flb.ru. Теперь, с появлением глянцевого ежемесячника "Компромат. ru", сайт становится его электронной версией с отдельной новостной лентой.
Вторая (традиционная) серия вопросов
Возраст. Моя старшая дочь называет меня старой калошей. Я бы согласился с ней, будь и впрямь резиновой калошей. Но калоша не анализирует, каково ее самоощущение в 36 лет. А мне вполне комфортно, я по-прежнему веду себя, как студент.
Родители. Настоящие инженеры. 100 лет назад, в чеховские времена, слово "инженер" писали тоже с маленькой буквы, но произносили - с большой. Был период и в советские времена, когда об инженерах снимали фильмы. Папа и мама - из этой замечательной когорты.
Образование. Фактически никакого - факультет журналистики МГУ. Очень мало по сравнению с моей сестрой - кандидатом философских наук.
Послужной список. Стажер-корреспондент газеты "Комсомолец Запорiжжя" с 1982 по 1983 годы (это моя первая профессиональная школа, благодаря которой я в итоге и стал журналистом). С 1983 по 1992 - стажер, корреспондент, парламентский корреспондент, специальный корреспондент газеты "Комсомольская правда". За это время меня хотели трижды уволить (по настоянию ЦК ВЛКСМ и Егора Кузьмича Лигачева). В "Комсомолке" я получил настоящее высшее профессиональное образование. И до сих пор считаю, что в СССР была - сейчас ее уже нет - единственная журналистская школа - школа "Комсомолки", о которой нынче можно только вспоминать или мечтать. Потом-до 1995 года - был спецкором "Новой ежедневной газеты", а с 95-го по 97-й - автором и ведущим программы "Скандалы недели" на ТВ-6. Оттуда меня выгнали за серию сюжетов о Березовском и Лисовском. Артем Боровик пригласил меня своим заместителем в газету "Совершенно секретно", где я проработал до 1999 года. А потом создал лучшее в российском интернете репортерское агентство (хвастаться ведь не запрещено? ) - Агентство федеральных расследований (FLB.ru). Попытался осенью прошлого года совместно с REN TV параллельно сделать телевизионный проект "Черный ящик". Программа, в общем-то, была удачной и активно развивалась (в рейтингах канала она уступала только сериалам вроде "Симеонов" и "Дальнобойщиков"). Но просуществовал проект до января. Не сошлись характерами с Ирэной Стефановной Лисневской. Зато у зарегистрированной прошлым летом бумажной версии сайта КОМПРОМАТ.ru, увы, есть будущее. "Увы", - ибо компромат неизбывен.
|