Донос как ежедневный подвиг: новый журнал "Компромат.ру"
Однажды корреспондент "МН", проходя по холлу одной из кавказских гостиниц, встретил своего кавказского же коллегу.
- Хочешь слив? - предложил тот.
- Хочу. А кто источник?
- Хороший человек принес, из правительства, - заверил визави.
- А он надежный?
- Высший класс! Я тебе в номер принесу.
Я тут же поднялся к себе, отключил телефон и стал ждать слив высшего класса. Коллега подошел вскоре - с пакетом плодов из сада некоего кавказского министра. Источник и вправду оказался замечательным: сливы ушли с треском...
История вспомнилась при первом знакомстве с новым журналом "Компромат.ру", выпущенным в свет интернетовским Агентством федеральных расследований flb.ru: оказывается, здесь тоже не стоит искать "сливы" в известном российскому обществу смысле. Поскольку главный редактор Сергей Соколов убедительно просит не называть его издание "сливным бачком".
Таковым, по его мнению, является известный в российском Интернете сайт compromat.ru, на букву "си" начинающийся: "Туда каждый сливает, что хочет". А у Соколова журнал на букву "кей" пишется: "Человек набирает kompromat.ru через "кей" - и попадает на наш сайт, читает качественное издание. Наш жанр принято высокопарно называть журналистским расследованием, хотя на самом деле это - нормальная репортерская работа".
Чуждость высокопарности похвальна - особенно если учесть, что на обложке "Компромата" набран девиз "Ради вас мы совершаем подвиг каждый день". Причем на сегодняшнем этапе компромат-бытия подвиг состоит в том, чтобы вывести на чистую воду Александра Стальевича Волошина.
Что ж, посмотрим, что предлагает издание "Компромат.ру", не являющееся сливным бачком. Рецепт качественного подвига прост и, как говорил штандартенфюрер Штирлиц своему конфиденту Клаусу, "не особенно интересен: ваши доносы, доносы на вас...". Взять биографию героя федерального расследования, всыпать побольше острых ингредиентов - слухов, распечаток переговоров и прочих пряностей, бродящих в русском Интернете и российской печати в течение одного - трех лет. Затем разбавить, как завещал классик, человечинкой - письмом первой жены объекта разработки, явно не рассчитанным на широкую публикацию; а как же не обнародовать, если письмо это можно дать с заголовком "Не христианин..." - который, в свою очередь, так замечательно ложится под рубрику "Косвенные доказательства"!..
На декор пустить саундтрэк волошинских разговоров, снабженный комментарием: "Эти записи... ярко свидетельствуют об уровне IQ нынешнего шефа президентской администрации". Сказано, понятно, для того, чтобы все, кто ежедневно готов к подвигу от "Компромата. ру", не задавали никаких вопросов по поводу тайны переговоров: какие тайны, когда такой IQ... Да, и не забыть на пресс-конференции укусить конкурентов по кухне - вроде "Стрингера", откуда взята львиная доля печатного текста ("Они уже давно в ауте"), или того же тезки, который через букву "си". Все; главный подвиг готов. Обидно, конечно, что Соколов с подручными в данном случае прибежали к сливному бачку не первыми. Чемпион слива и автор "Компромата" Олег Лурье уже успел оформить все то же самое в книгу и даже посвятить ее своей любимой.
А в остальном класс компроматовской журналистики неоспорим. Вот, например, во всех подробностях - дело "тайного кадрового советника Березовского" Вячеслава Аминова. "Ему инкриминируется "покушение на дачу взятки" директору ФСБ Николаю Патрушеву", разъясняет "Компромат.ру". Правда, уже через страницу взятка Аминова следовала какому-то генералу (без чинов и принадлежности), еще через пару - зам. директора ФСБ. Следуя терминологии потенциальных мздоимцев - заведомая путаница в показаниях, призванная завести следствие в тупик. По-житейски, однако, все это больше напоминает отмеченный Наумом Коржавиным плюрализм в одной голове...
Оставался только один вопрос - что же привело Сергея Соколова и его команду в столь почтенное ремесло? Ответов Сергей дал целых два. Первый - общий: "У нас нет задачи заниматься компроматом. Мы стараемся рассказывать о подоплеке событий. К сожалению, люди, которые руководят страной, владеют ее фабриками и заводами, далеко не святые - и нам приходится об этом рассказывать". А второй - более личностный. Можно даже сказать, исповедальный.
Много лет назад - после того, как в газете "Совершенно секретно" был выпущен материал о банном скандале с тогдашним министром юстиции Ковалевым (Соколов был тогда зам. главного в этом издании), "мы сидели, выпивали и решили, что хуже этой истории ничего не бывает".
- А через некоторое время мне говорят: "Пленку со Скуратовым видел?" Мне казалось, что этого не может быть: чтобы столь крупный человек так потерял контроль над собой. Но я попал впросак, - посетовал Сергей Соколов.
После крушения веры в человечество Сергей со товарищи готов и дальше бороться с не святыми, засевшими в высших эшелонах России. В будущее борцы смотрят с оптимизмом. "Мы были вынуждены "эмигрировать" в Интернет в силу невозможности нормально работать в газетах, контроль над которыми получили крупные финансовые структуры", - вспоминают в "Компромате.ру" времена своего виртуального существования. Теперь у них появился целый журнал - в обществе, которое, надо полагать, освободилось от контроля этих самых структур.
Ведь нельзя же предположить, что святое дело доноса стало на службу чьим-либо далеким от ежедневного подвига интересам?
|