Выбор вождя в африканском племени"
СЛОВА, вынесенные в общий заголовок статьи, обронил как-то Генри Киссинджер, известный американский дипломат. У нас, конечно, не Америка с ее сумасшедшими нравами. И тем не менее...
Неожиданно открывшаяся возможность занять кресло губернатора Красноярского края ударила в голову многим уважаемым и не очень людям. Счет претендентам на губернаторский пост перевалил уже на третий десяток. Александр Усе, уже не первый год мечтающий занять это место, не удержался и высказался "о крепчающем маразме в предвыборной ситуации". Повальное увлечение выборами в Красноярском крае вызывает у него "не только недоумение, неотчетливое ощущение .эпидемии сумасшествия в среде более или менее известных в России людей". Действительно, кроме мечтательных личностей, как, скажем, 65-летняя красноярская пенсионерка, в выборах захотели поучаствовать и такие, как первый легальный советский миллионер Артем Тарасов, прославившийся тем, что в разгар горбачевской перестройки, будучи честным коммунистом, заплатил как-то за один месяц девяносто тысяч рублей (в те времена на них шесть автомобилей "Жигули" можно было купить!) партийных взносов.
А как вам другой неординарный кандидат - Борис Березовский? В минувшую субботу Интернет-сайт FLB.RU со ссылкой на некие источники, близкие к администрации президента, обрадовал сообщением, что опальный олигарх обратился к Владимиру Путину с просьбой "заменить ему изгнание за границу на ссылку в Сибирь". Другими словами, Борис Абрамович попросился поучаствовать в борьбе за пост красноярского губернатора и в случае победы пообещал вывести этот "отстающий колхоз" в передовики за счет собственных олигархических ресурсов.
Посмотрев на развернувшуюся ярмарку человеческого тщеславия, президент Адыгеи Хазрет Совмен в минувшую пятницу удрученно заметил: "Выборная гонка в Красноярском крае напоминает выбор вождя в африканском племени". Совмен, напомню, стал знаменит в начале нынешнего года, когда, оставив золотодобывающую компанию "Полюс", где зарабатывал в месяц 125 миллионов рублей (только что прочитанная вами сумма - совсем не описка), вернулся на родину, в Адыгею, где и был избран президентом республики. Адыгейцы тогда очень возликовали и стали даже с гордостью говорить, что с таким президентом скоро даже у их кошек будут золотые зубы. С тех пор, правде, о восторгах в этой крохотной республике что-то не слыхать.
Между тем в Красноярске вдруг пошли слухи, что удачливый золотопромышленник надумал стать теперь губернатором края. Вскоре в городе появился и сам Совмен. Тут-то он и выдал про "африканского вождя". Затем предложил устроить для соискателей звания "губернатор" физические соревнования на площади перед Большим концертным залом. Про себя же скромно заметил, что не собирается участвовать в выборах. Он, мол, нигде не объявлял о своем участии в этом заманчивом мероприятии. Однако, как все-таки признался адыгейский президент, "такая мысль у него была".
Спикер Законодательного собрания края и первый (в том смысле, что вперед всех объявивший о своем горячем желании) претендент на вожделенную вакансию Александр Усе в тот же день, комментируя сложившуюся ситуацию с выдвижением кандидатов, иронически заявил: "Вероятно, осталось прилететь и выдвинуться у нас Борису Моисееву и Филиппу Киркорову, и тогда уж все! Гостеприимным красноярцам останется сколотить для всех этих политических клоунов фанерный самолет и отправить по местам их дислокации".
И "нашим", и "вашим" вряд ли получится
УСС, как лидер движения "Наши!", нынче даже шутить старается исключительно политкорректно. Естественно, только в отношении "Наших". Чужаки же, согласно идеологии его движения, ничего, кроме издевок, не заслуживают. На то они и чужаки - хватит, поиздевались над родным Красноярьем.
Правда, ситуация для Усса и для "Наших" складывается сегодня так, что становится не до шуток. На свободу отпущен Анатолий Быков А значит, наступил момент выбора и для Усса, и для "Наших", и для самого Быкова.
Бывший председатель совета директоров Красноярского алюминиевого завода, несмотря на обвинительный приговор, вынесенный на прошлой неделе, двадцать месяцев тюремной отсидки и горы обличающих его статей, опубликованных за это время, до сих пор пользуется в крае огромной популярностью. Многие здесь воспринимают Быкова как современного Робин Гуда, который боролся и борется с московскими захватчиками. "Захватчикам" же очень трудно противопоставить сегодня его популярности что-либо в смысле пиара. Все плохое о Быкове уже сказано, показано и написано, но так и не возымело желаемого действия. Добавить практически нечего. Так что появление этого человека в Красноярске резко меняет всю политическую ситуацию.
"Коммерсанту" удалось получить интервью Быкова, в котором он сообщает, что первым делом ляжет в больницу на обследование, затем выйдет и проведет пресс-конференцию, на которой расскажет, кто заказал дело против него, зачем и сколько это стоило. А так как ранее Быков уже называл главным заказчиком главу "Русского алюминия" Олега Дерипаску, то каких-либо сенсаций от "Робин Гуда" ждать, пожалуй, не стоит.
Быков подтвердил свое обещание, что не будет баллотироваться в губернаторы. Отсюда значимым моментом становится его поддержка на выборах того или иного кандидата. По данным РТР, претенденту на пост губернатора это сулит до 15 процентов голосов избирателей.
Казалось бы, какие тут могут быть сомнения, фаворит уже давно обозначен - это, конечно же, Александр Усс. Они были вместе на декабрьских выборах в Законодательное собрание края, где и одержали сокрушительную победу Только с тех пор многое изменилось. И самое важное: Усс заручился поддержкой и финансами "Русского алюминия" - врага Быкова. Значит, логика дальнейших действий предполагает жесткость и бескомпромиссность: либо Усс должен порвать отношения с Дерипаской (что, на мой взгляд, сегодня уже маловероятно), либо (что скорее всего и произойдет: легче простить врага, чем друга) бывший глава КрАЗа сделает ставку на другого кандидата ("Ведомости" даже называют в этом качестве мэра Красноярска Петра Пимашкова), либо выдвинет кого-то своего.
Я же не исключаю и такого поворота сюжета: Быков договаривается о совместных действиях с губернатором Таймыра Хлопониным. Тот хоть и не коренной сибиряк, но уже успел убедительно доказать, что может заботиться о Сибири не только на словах, но и на деле. (То есть его можно уже зачислить в ряды "Наших".) К тому же Хлопонин никогда не пойдет на альянс с "Русалом" - слишком уж разные у них интересы в крае. Ведь враг вашего врага - всегда подходящая кандидатура в приятели. Не так ли?
Фактор Лебедя
ВСЕ эти перипетии подковерной борьбы играют в немалой степени на руку другому кандидату-Алексею Лебедю. Усс теперь не единственной свет в окошке для "Русала". А с вполне вероятной потерей Уссом голосов сторонников Анатолия Быкова победа спикера Заксобрания на выборах и вовсе становится проблематичной. Политика же "Русала" предельно прагматична. Она выражается просто: не складывать все яйца в одну корзину. Поэтому, если раньше алюминщики и выражали недовольство решением главы правительства Хакасии пойти в губернаторы (об этом писали московские газеты), то теперь их точка зрения наверняка изменится. Теперь Алексей Иванович может рассчитывать не только на моральную поддержку "Русала", но и на материальную.
Впрочем, за финансовые возможности своей избирательной кампании Алексей Иванович спокоен. На своей пресс-конференции в Красноярске он заметил, что "в крае и в России осталось много сторонников Александра Ивановича, так что в этом смысле я спокоен. Вы, конечно, можете повесить на меня какой-нибудь бренд, мол, вот Лебедь идет от какой-то финансовой промышленной группы - да, пожалуйста, можете на меня хоть все бренды повесить, я не обижусь".
К слову, лично я ожидал, что на той пресс-конференции местные акулы пера и микрофона поведут себя по отношению к нашему кандидату агрессивно - симпатии-то здесь давно уж определены, да и хозяева местных масс-медиа давно уж своим фаворитам клятву верности, подкрепленную хорошим задатком, дали. Собственно, примерно так все и начиналось. Какой-то паренек, что называется в лоб, спросил: "Алексей Иванович, неужели вы всерьез верите, что победите?!" - "Да! - тут же без всякого смущения ответил глава Хакасии. - Если не в первом туре, так во втором!"
Короче, ошеломляй и властвуй. Лед недоверия и скепсиса как-то сразу растаял. Посыпались вопросы: "А вы часто своих замов меняете?" - "Нет, за пять с половиной лет всего пятерых и поменял". "Кого здесь в замы возьмете?" - "Это будут сибиряки, однозначно. Москвичи могут рассчитывать максимум на пост советника". "Что сделаете в первую очередь, став губернатором?" - "Зачем ждать конца выборов, уже сейчас надо не допустить разграбления края, которое, пока нет хозяина, уже началось. Я по этому поводу беседовал уже с Драчевским"...
Обаял, словом, Алексей Иванович тогда красноярцев. Его долго не хотели отпускать.
Лебедь всерьез нацелен на победу. По убеждению председателя нашего правительства, за него проголосует "электорат Александра Лебедя, электорат протеста, многие сельские жители". Более того, он надеется и "на голоса в Норильске", даже несмотря на то, что в выборах участвует бывший глава РАО "Норильский никель", губернатор Таймыра Александр Хлопонин. Борьба, понятно, будет трудной и бескомпромиссной. И сомнения в успехе его предприятия вполне понятны. Но вот что мне лично сказал по этому поводу Алексей Иванович: "Меня всегда недооценивали. Но я в свои силы верю".
Действительно, достаточно вспомнить его "поход" в ГосДуму, а затем - в председатели правительства республики. Сколько было по этому поводу хи-хи да ха-ха. Один мой коллега как-то вспоминал: мы, говорит, даже спорили с приятелем, какое место Лебедь займет - пятое или шестое? Занял первое.
Пост главы Красноярского края, понятно, трудно даже сравнивать с председательским местом в нашей республике. Губернатор края - это политик из разряда первых величин. Получает прямой и беспрепятственный выход на президента. И т.д., как говорится, и т.п.
Минувшие годы не прошли для Алексея Ивановича впустую. Он, на мой взгляд, только сейчас достиг нужных кондиций как руководитель региона. И я абсолютно согласен с депутатом нашего Верховного Совета, выступавшим недавно на республиканском радио: действительно, жаль терять Хакасии такого руководителя. Однако должен заметить: именно республиканский парламент способен в случае чего (выборы есть выборы) продлить политическую жизнь Лебедя в Хакасии. Не все в республике знают, но согласно федеральному закону Алексей Иванович имеет право баллотироваться в председатели правительства Хакасии еще на один срок. Однако в Конституции республики есть ограничение: занимать этот пост можно лишь два срока подряд. Получается явное противоречие местного закона федеральному. И правильным, безусловно, было бы устранить это противоречие.
Нашим депутатам такое вполне по силам. Было бы желание. А его, похоже, нет. Вот только зачем тогда сокрушаться прилюдно о трудно-поправимой потере?
|