ВЫДАЧА ЛИЦЕНЗИЙ НА ДОБЫЧУ НЕФТИ В УДМУРТИИ ПРЕВРАТИЛАСЬ В СУГУБО "ДОМАШНЕЕ МЕРОПРИЯТИЕ"
Совсем недавно в Удмуртии случился небольшой конфуз. Руководство республики неожиданно для себя выяснило, что природные ресурсы, находящиеся на территории Удмуртии, - не их личная собственность. И что есть федеральные законы, устанавливающие правила пользования недрами на всей территории России. А Удмуртия - один из 89 равноправных регионов нашей страны...
Как оказалось, нефтедобыча в республике велась так, будто не существует ни федерального Министерства природных ресурсов, ни конкурсов, ни правил лицензирования. В конце сентября в Удмуртии побывала специальная комиссия, которая выяснила, что решением правительства республики лицензии все последнее время выдавались либо на бесконкурсной основе, либо с нарушениями условий конкурса. В результате этой деятельности местные власти умудрились сразу нарушить и Конституцию Российской Федерации, и федеральный Закон "О недрах", и еще несколько актов. Причем все эти нарушения по совершенно странному стечению обстоятельств были сделаны в пользу одной-единственной компании - ОАО "Белкамнефть".
Логичным завершением проверки стало принятое недавно решение Министерства природных ресурсов аннулировать лицензии, выданные с нарушением законодательства. Соответствующие письма были отправлены и в Генеральную прокуратуру, и в "Транснефть", и в Министерство по антимонопольной политике. А компания "Белкамнефть" в свою очередь получила предписание работы по изучению и добыче нефти приостановить. Но вот сделает ли это компания и насколько удастся федеральному министерству и Генеральной прокуратуре России восстановить законность в отдельно взятой отрасли и в отдельно взятой республике - большой вопрос.
Дело в том, что компания "Белкамнефть", несмотря на свой пятилетний возраст, является одним из лидеров в отрасли региона. Создана она была как совместное удмуртско-башкирское предприятие, поэтому располагает поддержкой руководства сразу двух соседних регионов. Особенно Удмуртии, президент и глава правительства которой всячески лоббируют (в хорошем смысле!) интересы компании. Так, только за последние годы в Ижевске побывали представители крупнейших банков (в том числе и французского BNP Parisbas), которым были продемонстрированы широкие возможности "Белкамнефти" и месторождений, с которыми она работает.
Но именно с месторождениями и вышла промашка. Благодаря поддержке президента республики Александра Волкова и премьер-министра Юрия Питкевича буквально за несколько лет компания получила 26 лицензий на использование недр с общими извлекаемыми запасами порядка 80 миллионов тонн нефти. Только в минувшем году добыча нефти у компании составила свыше 2 миллионов тонн. Для Ближнего Востока, может быть, не густо, но для Волжско-Уральского региона очень даже неплохо.
Однако радость от первых достижений, как выясняется, была преждевременной. Прибывшая из столицы комиссия проверила законность выдачи лицензий компании "Белкамнефть" по целому ряду месторождений. И оказалось, что все 26 лицензий были получены весьма сомнительным образом.
Так, лицензия на разработку Арланского месторождения АНК "Башнефть" была переуступлена "Белкамнефти", что является нарушением законодательства. Тем более что месторождение отнесено к федеральному фонду недр (согласно действующему с 1995 года Договору о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и Удмуртской Республики), и сами регионы им распоряжаться не могут. Еще семь месторождений - Алексеевское, Ершовское, Камбарское, Никольское, Северо-Никольское, Пограничное и южный участок Новоселкинского "Белкамнефти" подарило республиканское правительство. Иначе и не скажешь: по закону для передачи месторождений в разработку необходимо проводить аукцион или конкурс. На деле же оказалось, что лицензии на право пользования недрами перечисленных месторождений были выданы на основании обычных постановлений правительства республики.
Выдача лицензии на Дубровинское месторождение вообще напоминает фарс. Аукцион там был проведен, но какой! Информация о его проведении была опубликована 1 декабря 1999 года, а уже 11 декабря прошел сам аукцион. Между тем по закону с момента объявления конкурса до его проведения должно пройти минимум 3 месяца. Разумеется, за 11 дней желающих много не набралось, и единственный участник аукциона - компания "Белкамнефть" - получил месторождение в разработку. Как результат - ущемление прав других недропользователей плюс очевидная недостача в бюджет. Ведь при полноценном конкурсе денег от проведения аукциона можно было выручить гораздо больше.
Еще несколько месторождений - Быгинское, Коробовское, Смольниковское, Сосновское, Тукмачевское, Юськинское, Забегаловское, Чубайское, Серновское, Областновское и Восточно-Постольское, а также Тимеевское достались компании, так сказать, по наследству. Но не по прямому. Еще в 1997 году в Ижевске прошел конкурс на право разработки сразу 11 месторождений Удмуртского конкурсного участка. Победила тогда американская компания "Samson International Ltd" на условиях заключения с ней соглашения о разделе продукции. Однако уже в 2000 году без проведения дополнительного конкурса или аукциона весь конкурсный участок по решению правительства по неизвестной причине отошел в распоряжение той же самой "Белкамнефти". К слову, американцы лицензии получить так и не смогли.
В чем причина такой пристрастности удмуртских властей? Может быть, потому что довольно серьезный пакет "Белкамнефти" (33, 46 процента) находится в распоряжении Минимущества Удмуртии, и, руководствуясь лозунгом "Цель оправдывает средства", правительство республики повышает таким образом доходы в местный бюджет? Но даже если мотивы правительства республики столь благородны, то это не повод отменять федеральные законы в Удмуртии.
Злые языки, впрочем, называют иную, более прозаическую причину возвышения "Белкамнефти" в республике. Компания давно имеет репутацию небольшого семейного предприятия республиканской верхушки. По информации агентства "FLB", возглавляет ее близкий родственник (сват) удмуртского премьер-министра Юрия Питкевича Виктор Хорошавцев. Он же в середине девяностых создал компанию "Астек", которая позже была преобразована в "Белкамнефть". Так что альтруизмом здесь не пахнет.
|