У Интернета "сладкая" для политиков аудитория. В первую очередь он осваивается "лидерами мнений" - людьми, которые занимают активную жизненную позицию, регулярно получают информацию из СМИ и транслируют ее в процессе общения тем социальным группам, в которых имеют влияние.
В северной столице политический Интернет, несмотря на вялую, по сравнению с Москвой, политическую жизнь, есть и довольно разнообразный. И хотя местные сайты, особенно политические, вряд ли когда-нибудь догонят сайт Масяни по популярности (около 15 тысяч посещений в день), но с аналогичными московскими они вполне могут соперничать. Особенно теперь когда повысило статус северной столицы.
Среди сетевых информационно-аналитических СМИ первые два места занимают прополпредовское информационное агентство "РосБалт" (www. rosbalt.ru) и условно прогубернаторская "Фонтанка.ру" (www.fontanka.ru) Оба проекта нельзя назвать исключительно сетевыми. Сайты "РосБалта" и "Фонтанки" - лишь часть больших медиапроектов. В сети они бесплатно размещают информационные ленты. "РосБалт", конечно, помощнее и побогаче (в том числе по информационной фактуре), зато на "Фонтанке" больше и оперативнее появляется криминальная информация. Это и неудивительно, "Фонтанка" - составная часть Агентства журналистских расследований (АЖУР). Оба сайта кроме голой информации публикуют комментарии, обзоры и прочую отсебятину, по которой легко угадывается их политическая ориентация.
Северо-Западное отделение большого сетевого агентства "Страна.ру" (www.strana.runorth-west) также насыщено и технологически безупречно. Как и весь портал "Страны" (проект Глеба Павловского), информационно обслуживает "вертикаль власти". Видимо, из-за своего масштаба "Страна" тщательно просеивает информацию, а северо-западная информационная лента вообще никакая.
Среди так называемых "ленточных" сетевых агентств, то есть занимающихся исключительно оперативной информацией, безусловный лидер - агентство АБН (www.abnews.ru). Во время чемпионата мира по футболу оно умудрялось "повесить" информацию о забитом голе в течение трех минут! На АБНе информации много, и она столь разнообразна по тематике, что к концу дня эта всеядность уже начинает раздражать и понять, что же важного произошло за отчетный период, практически невозможно. Приходится перебираться на другой сайт. Например, на питерское подразделение ИА "Волга-информ" (www.newspb.ru). Правда, эти ребята иногда балуются откровенной дезой, зато публикуют подробные отчеты о работе комиссий ЗакСа и стенограммы заседаний правительства Петербурга. В начале лета не побрезговали даже графиком отключения горячей воды! Судя по направленности информации, ориентированы на спикера ЗакСа Тарасова. Еще бы доподлинно узнать, на кого ориентирован Тарасов... Но это я так, отвлекся.
Кроме чисто сетевых в Интернете представлены сайты информационных агентств - Санкт-Петербургского филиала ИТАР-ТАСС (www. itartass.spb.ru), РИА-Новости (www.rian. spb.ru) и "Росбизнесконсалтинг" (www. rbc.ru/spb). К сожалению, их новости - это в основном демонстрационная версия продукта, продаваемого СМИ. Зачем они вообще держат сайты - не совсем понятно.Вот местный Интерфакс в виртуальное пространство не лезет - и ничего, не комплексует.
То же можно сказать и о представительствах питерских газет и журналов в сети. В подавляющем большинстве они просто дублируют свои собственные материалы. Ни о каких там "расширениях медийного пространства" за счет возможностей Интернета и речи нет.
Только петербургский "Коммерсант" хоть как-то работает в он-лайне, публикуя на своем сайте (www.spb.kommersant.ru) завтрашний выпуск уже накануне ночью. На этом фоне выгодно выделяются два городских издания. В первую очередь - "Деловой Петербург", имеющий большой и насыщенный портал (www.dp.ru), материалы которого доступны только подписчикам и за деньги. Но на то он и "Деловой". Второе СМИ - это "Вечерний Петербург", единственное городское ежедневное издание, не имеющее своего сайта. Но, судя по всему, вечеркинцы трезво оценивают возможности своей аудитории.
Теперь о самом интересном - о питерских компромат-сайтах. Здесь первые места держат "Ленинградская правда" (www.lenpravda.ru) и Северо-Западное отделение Freelance bureau (www.flb.ru).
Первый ресурс откровенно "мочит" нынешнюю городскую власть, причем достаточно болезненно, что называется, "с документами на руках". Причем, судя по качеству и характеру размещаемой информации, "Ленправда" имеет своих "корреспондентов" в силовых структурах и спецслужбах. Конечно, используя метод собирания досье из открытых источников (основных для компромат-сайтов), можно имитировать стиль оперативных разработок спецслужб. Но, во-первых, работа эта трудоемкая, а во-вторых, на "Ленправде" порой проскакивают документы, которых в газетах не найдешь никогда.
Вот питерская часть FLB - это классический компромат-сайт. То есть место для "слива". Как и все подобные ресурсы, кидается на всех без разбору и использует давно разработанный метод - компиляцию негатива по персонажу или теме из открытых источников. При этом "слив" может быть как достаточно правдоподобным, так и не влезающим ни в какие ворота пиар-самоделом. На FLB место есть для всех.
Про чисто политические ресурсы - представительства политических сил и всякие там виртуальные политические форумы - можно сказать одно: страшно далеки они от сетевого народа. Впрочем, они на него и не рассчитаны. Такие проекты обычно работают с целевыми аудиториями - журналистами, представителями бизнес- и политической элиты, людьми, формирующими "текущий момент" и ответственными за принятие решений. Поэтому посещаемость в 20 - 50 человек - это норма для питерского политического сайта.
Повторюсь, что обозреваю только интернет-ресурсы петербургской тематики, поэтому, пропуская сайты-"рассуждалки" о текущем политическом моменте в России, имеющие питерскую прописку, сразу перехожу к партийным. В рейтинге Mail.ru в первой сотне политических ресурсов встречаются только два питерских сайта - местное "Яблоко" (www.spb. yabloko.ru), питерский Молодежный союз "Яблока" (http://ms.yabloko.ru) и местный же "Союз правых сил" (www. pitersps.ru).
"Яблоки" зреют в сети уже давно, поэтому имеют постоянную и довольно большую (для регионального сайта партии) аудиторию. Набор обычный - уставные документы, пресс-релизы, дайджест газет плюс партийная хроника. Оперативно на городские события реагируют крайне редко. Особо резких высказывании в адрес властей я не нашел. В общем, сайты правильные, но скучные. Другое дело питерские правые. Их ресурс появился только в конце апреля этого года и, по слухам, был сделан московскими сайтостроителями из интернет-команды Глеба Павловского. Говорят, за очень приличные деньги.
Здесь впервые опробована простая, как мычание, идея - текущая информация с новостных сайтов фильтруется и публикуется только то, что соответствует идеологии и позиции СПС. То же самое с дайджестом СМИ: создается впечатление, что все питерские газеты работают исключительно на правых. На титульной странице обнародован лозунг сайта - "Жизнь постоянно подтверждает нашу правоту". Почитаешь - так оно и есть. Сайт хоть и сделан в очевидных веб-дизайнерских традициях, но так, будто его слепили молодые юзера в промежутках между игрой в Counter Strike и распитием пива. Типа, энтузиазм это чистой воды и напряженная работа "за идею". Ага, так мы им, буржуям, и поверили...
Вот красные питерские сайты, как это ни странно, абсолютно не прибедняются. Стоит взглянуть на сайт Ленинградской организации КПРФ (www.cprt spb.ru) - и понимаешь: виртуальные большевики, мягко говоря, не побираются. Куда там СПС или "Яблоку"! Одно собственное издательство "Ленинградский вестник" чего стоит. Другой рейтинговый питерский ресурс - Региональная партия коммунистов (www.rpk.len.ru) - вообще образец партийного представительства в сети Новости - оперативные, разделы - четкие и емкие, дизайн - в глазах не рябит, но и примитивным его не назовешь. Все хорошо, только посещают красные ресурсы в основном их же сторонники и любопытствующие в поисках сетевой экзотики. Ну и слава богу...
отечественная политика во многом виртуальна по сути Общественное мнение в большинстве случаев формируется с помощью медиаполиттехнологий. В том числе и с помощью Интернета. Но в отличие от телевидения, а тем более радио и газет, сеть - более демократична, в секунду можно перескочить на любой неполитической сайт и понять, что наша жизнь состоит не только из политики. Скажу больше, не из политики точно. Особенно ярко и доходчиво это иллюстрирует сайт, наполненный жизнерадостными лицами нормальных людей и ненавязчивым юмором. Надо ли говорить, что это www.mk-piter.ru. Думаю, что не надо.
***
ДОСЬЕ "МК" В ПИТЕРЕ":
Интернет состоит из более чем миллиарда страниц. Разумеется, эта оценка крайне приблизительна: сосчитать точное количество html-документов в сети невозможно. Статистика показывает, что Интернет растет быстрее, чем его успевают индексировать.
Ежедневно в мире глобальную сеть Интернет посещают более 400 миллионов человек. Регулярная аудитория российской части глобальной сети на начало 2002 года превышает 14.5 миллиона пользователей.
Каждый месяц число российских пользователей Интернетом увеличивается на 10 - 15 %. Жители Москвы и Санкт-Петербурга составляют 22 % Интернет-пользователей в России Питер - примерно 10 %.
Самая большая доля Интернет-пользователей - 50 процентов - приходится на персонал компаний и учреждений. Студенты и учащиеся составляют 25 % всей аудитории Интернета, 13 % - это руководители высшего и среднего звена и предприниматели, 12 % - безработные и пенсионеры.
48 % Интернет-аудитории пользуются им на работе, в то время как 12 % имеют доступ, в Интернет из дома.
|