Расценки на услуги
В любой поисковой системе Интернета вы найдете не менее 10 тысяч ссылок на слово "компромат". Разместить компрометирующую заметку на интернетовском сайте стоит от 500 до 1500 долл. Изъять же ее из Интернета - не менее 3 тысяч.Изготовить тысячу видеокассет с компроматом стоит 1200 долл. Такое же количество СD - 750 долл. DVD с компроматом пока не тиражировали, но такие проекты существуют.
Формы компромата становятся все более изощренными, а его продавцы - все более респектабельными.
На днях в продаже появится компакт-диск, названный строчкой из русского романса "А напоследок я скажу". Обозначенный на диске автор, Александр Волошин, никогда, правда, не пел, по крайней мере публично. Но появление компакт-диска объясняется не этим - на CD воспроизводятся записи телефонных разговоров из приемной руководителя администрации президента России.
Часть из них уже появлялась прошлой весной на страницах газеты Stringer, редакционный совет которой возглавлял тогда депутат Госдумы Александр Коржаков. Именно у уволенных из этой газеты сотрудников и купил эти записи за 4 тыс. долл. Сергей Соколов, главный редактор интернетовского сайта flb.ru (Агентство федеральных расследований). Записи этих разговоров уже "вывешены" на сайте, а компакт-диск будет прилагаться к новому, на сей раз уже печатному проекту Соколова, журналу "Компромат.Ru".
B конце декабря на лотках торговцев видеопродукцией можно было купить кассету со "съемками" интимных сторон жизни человека, похожего на Евгения Киселева, за 70-90 руб. Три года назад торговцы предлагали похожую видеокассету со съемками утех человека, "похожего на генерального прокурора". Теперь "компромат" можно еще и послушать. Кстати, впервые "видеосъемка Евгения Киселева" появилась на интернетовском сайте compromat.ru. Однако он никак не связан с деятельностью Сергея Соколова. Этот сетевой ресурс - очевидный конкурент Агентства федеральных расследований. Так что год назад редакция flb.ru зарегистрировала сайт kompromat.ru.
Первый компромат в Сети
Сайт compromat.ru принадлежит инженеру Сергею Горшкову и появился в Сети весной 1999 г. Сам Горшков говорил, что поначалу это было только хобби. Он просто собирал различного рода разоблачительные и компрометирующие статьи и размещал их на своем сайте. У Сергея Горшкова, сына одного из конструкторов станции "Мир", лауреата Государственной премии СССР Леонида Горшкова, великолепное компьютерное образование, и поэтому его сайт был неплохо разработан, довольно удобен для пользователя и скоро стал популярным. Работало и удачно выбранное название. Однако, как показывает интернетовская практика, на верхние позиции в рейтингах можно попасть все-таки благодаря упоминаниям в традиционных средствах массовой информации. И надежнее всего это сделать с использованием какого-либо нестандартного хода. Например, сайт apn.ru стали активно посещать после того, как на его владельцев подал в суд губернатор Кемеровской области Аман Тулеев за сообщение о том, что он якобы тайно крестился. Скандалом заинтересовались журналисты, и информация попала на газетные полосы. Сергей Горшков пошел немного иным путем: он заявил журналистам, что провайдер отказался обслуживать его сайт под давлением милиции. Сработала журналистская солидарность, и в газетах появились заметки. Через некоторое время выяснилось, что провайдер перестал обслуживать сайт Горшкова в связи с неуплатой. Появились возмущенные заметки о "недобросовестной РR-акции". Цель была достигнута. Сейчас говорят, что за размещение заметки на compromat.ru нужно заплатить 500 долларов.
Flb.ru появился в Сети в августе 1999 г., а в "верхние" позиции рейтингов попал два года назад после публикации так называемой базы данных группы "Мост" - записей телефонных разговоров высокопоставленных российских чиновников и бизнесменов и сопроводительных справок о них. Эта база данных якобы была изъята при обыске в одном из офисов холдинга "Медиа-Мост". С конца лета 2000 г. эту базу данных предлагали купить нескольким изданиям за 50 тыс. долл. Но желающих не нашлось, и, по словам Сергея Соколова, редакции flb.ru удалось купить ее всего за тысячу долларов. После последовавшего за публикацией скандала был расформирован один из оперативных отделов ФСБ, который занимался работой со средствами массовой информации. Один из сотрудников flb.ru заявил "ДХ", что он точно знает, что ФСБ к появлению в Сети той базы данных отношения не имела. И вообще, у специалистов нет уверенности в том, что вся эта "база данных" была подготовлена службой безопасности группы "Мост". Скорее всего, это "сводная работа" нескольких охранных агентств, которая просто была названа так, чтобы скомпрометировать Владимира Гусинского. Как бы там ни было, но рейтинг flb.ru вырос настолько, что в редакцию стали поступать заказы на проведение разного рода "журналистских расследований". "В сущности это обычные журналистские материалы. Но хорошо известно, что у большинства преуспевших бизнесменов и политиков "рыльце в пушку". Поэтому наша продукция подпадает под определение компромата", - говорит заведующий отделом политики flb.ru Алексей Челноков. В среднем подготовка статьи стоит 3 тыс. долларов.
Пути компромата
Бизнес на компромате, похоже, идет неплохо. По крайней мере у Агентства федеральных расследований (flb.ru). B редакции работают четверо довольно известных журналистов, трое раньше составляли костяк отдела расследований холдинга "Совершенно секретно", а четвертый возглавлял подобный отдел в "Новых известиях". В команду также входят два высококвалифицированных веб-мастера и секретарь. В декабре они выпустили первый номер журнала "Компромат.Ru". Он, правда, был посвящен Александру Лебедю и печатался в Красноярске. Естественно, до Москвы сам журнал не дошел, но скандал после его появления поставил крест на очередном проекте Агентства федеральных расследований. С ноября Сергей Соколов вел на канале REN TV программу "Черный ящик". Наполовину ее оплачивало агентство. После выхода в свет первого номера журнала Ирена Лесневская от услуг Соколова отказалась. Теперь он пытается заработать на новой форме распространения компромата. По словам Соколова, изготовление каждой тысячи CD c записями телефонных разговоров Александра Волошина обходится ему в 750 долл. А выпуск 10-тысячного тиража журнала "Компромат.Ru", тоже полностью посвященного главе администрации президента, обошелся в 20 тыс. долл. Прибыль - это коммерческая тайна.
В принципе большинство частных детективных агентств может собрать достаточно материалов на любого человека в нашей стране. Стоит папочка с документами от 10 тыс. долл. Максимальную сумму назвать невозможно, поскольку если вас интересует министр юстиции или генпрокурор, то ставки возрастают на несколько порядков. В советские времена интересоваться частной жизнью граждан с помощью оперативных мероприятий и новейших технических средств мог только КГБ. Сейчас такими полномочиями обладают семь государственных структур: ФСБ, МВД, СВР, ФСО, ГТК, налоговая полиция и Федеральная пограничная служба. Поскольку иногда чиновники этих организаций "дружат" с какими-нибудь серьезными бизнес-структурами, а те - "не дружат" с другими структурами, в руках журналистов время от времени будут появляться и записи телефонных разговоров, и видеопленки, и разного рода забавные документы. И всегда встает главный вопрос: как их "легализовать", как придать им форму независимого журналистского расследования.
После того как подавляющее большинство СМИ перешло в руки крупных финансово-промышленных групп, с публикацией расследований - как оплаченных конкурентами, так и действительно независимых - возникли серьезные трудности. Чаще всего именно по тому, где появилась информация, нетрудно определить, кто начинает борьбу и по какой причине. Независимые же расследования, которые журналисты проводили по собственной инициативе, все чаще стали попадать под подозрение владельцев СМИ как "заказные", и этот жанр постепенно отмирает. По этой причине и возник журналистский бизнес, связанный исключительно с компроматом. Сайт Сергея Горшкова compromat.ru имеет подзаголовок "Весь сор в одной избе". В нем смысл этого бизнеса: не важно, кто заплатил за расследование, за публикацию компрометирующих документов. Важен жанр. Заказчик в этом случае сохраняет анонимность. Началось все с Интернета, поскольку это был самый дешевый путь.
Но, как и у всякого бизнеса, есть у бизнеса на компромате один недостаток: появляются люди, желающие убрать всякое упоминание о себе на сайте. Стоит такая услуга в среднем 3-4 тыс. долларов.
|